The Sacred Biblical History of the Old Testament

Благочестивый царь умер в 687 году, а в 612 году пала столица Ассирийского царства Ниневия. На развалинах Ассирии халдейский царь Набопаласар основал Халдейское (или Нововавилонское) царство. После смерти Набопаласар вавилонский престол занял его сын Навуходоносор II (правил с 605 по 562 г. до н. э.).

Египетский фараон, желая ослабить нарастающую мощь Вавилонского царства, начал военные действия против Навуходоносора. Подстрекаемый фараоном царь Иудеи Иоаким отказался платить дань Навуходоносору и стал на сторону Египта. Тогда Навуходоносор молниеносным маршем прибыл в Иудею, захватил Иерусалим и угнал в плен многих евреев вместе с их царем. На престол вступил сын Иоакима Иехония. Так как он продолжал антивавилонскую политику отца, то в страну снова прибыл Навуходоносор с огромной армией и начал осаду Иерусалима. Иехония, вероятно, желая спасти Иерусалим от разрушения, покинул город и добровольно сдался неприятелю вместе со всей семьей и придворными. Чтобы умилостивить победителя, он преподнес ему все драгоценности и сосуды из благородных металлов, какие были во дворце и храме. Но на этот раз Навуходоносор был неумолим. Вместе с царской семьей он угнал в Вавилон семь тысяч выдающихся мужей израильских. Среди них был и пророк Иезекия. На место Иехонии Навуходоносор назначил царем Иудейским его дядю Матфанию, переименовав его в Седекию.

Седекия был недальновидным политиком. Очень скоро он попал под влияние проегипетской группировки, и страна снова вступила на опасный путь борьбы против Вавилона. Живший в это время пророк Иеремия часто обращался к правителям и народу и в пламенных речах призывал их не дразнить "вавилонского колосса". Он предупреждал также, что не надо особенно рассчитывать на помощь Египта, а нужно прежде всего покаяться и обратиться за помощью к Небесному Покровителю народа еврейского. Но иудеи были глухи к проповеди избранника Божия, они даже посадили его в тюрьму и жестоко избивали.

Навуходоносор зорко следил за политическими событиями на Ближнем Востоке и, наконец, решил, что пора действовать. Он вторгся в Иудею, разбил египетские войска, спешившие на помощь Иерусалиму, а затем приступил к осаде иудейской столицы. Восемь месяцев длилась эта осада. В городе свирепствовали голод и эпидемии. На улицах валялись трупы людей, которых не успевали хоронить. Дело дошло до того, что матери съедали тела своих детей, умерших от истощения или болезни. В 586 году до н. э. халдеи начали штурм, пробили брешь в стене и ворвались в город. Разъяренные вавилонские воины убивали, грабили, поджигали дома. Вскоре Иерусалим превратился в груду развалин. От храма и царского дворца остались лишь обгорелые обломки стен и разбитые колонны. Город перестал существовать.

Царь Седекия с семьей и группой придворных тайно покинул Иерусалим и бежал в сторону Иордана. Посланный в погоню отряд поймал его близ Иерихона. Навуходоносор велел убить царских сыновей, а самому Седекии выколоть глаза и закованного в цепи отправил в Вавилон. Затем победители начали согласно месопотамскому обычаю изгонять жителей из иудейских городов и селений. Десятки тысяч пленных построили в колонны, связали длинными веревками и погнали в далекую чужую страну. С этого времени в истории иудейского народа начался новый период - период вавилонского плена.

Глава XIV. Деятельность Пророков

3 и 4 книги Царств.

Израильские цари, начиная с Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической независимости и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредоточивались в Иерусалиме, "который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его". Но "и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян". И вот, чем нечестивее становился избранный народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают пламенные борцы за истинную веру, чистоту нравов. Это были пророки, посланные Богом еврейскому народу для поддержания в его среде истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом, эти избранники Божий безбоязненно шли к израильским и иудейским правителям и обличали их в идолопоклонстве и безнравственной жизни. Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них только проповедовали, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои Писания.

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка - Илия и Елисей.

Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия - после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена.

Пророк Илия

3 Цар. 16:2934; 1719:21; 4 Цар. 12:115

Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал.

Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. "Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! - воскликнул Илия грозным голосом. - В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (3 Цар. 17:1).