Слово Василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования

Слово Василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования

Пролог похвального слова Константину.

Не с мифами и обольстительным для слуха благозвучием слова выступаю я, как будто бы хотел очаровать кого-то пением сирен[1], не волшебный напиток удовольствия подношу я любителям его в золотой чаше, украшенной прекрасными цветами и надписями, но, повинуясь мудрецам, советую избегать больших дорог и уклоняться от них. Убеждаю не тесниться в толпе черни. Я начинаю перед вами новую песнь в похвалу василевсу. Тысячи людей поспешно идут по одному со мной поприщу, но чуждаюсь пути, протоптанного человеками, я пойду по дороге непроторенной, на которую не омытыми ногами вступать не позволяется.

Между тем, вещания писаные, произносимые не прорицанием или исступлением, под вдохновением божественного света, да будут для нас учителями посвящения, да поведают они нам и о самом царствии, и о верховном Царе, и о божественной страже, которая окружает Всецаря, и о царственном нашем образе и о растлителе образа, и о последователях воинства того и другого. С помощью сих вещаний, совершая боголепные таинства, мы приступим к божественному торжеству следующим образом.

1. Ныне торжество великого Царя, и мы, сыны василевса, вдохновляемые наставлениями священных словес, радуемся. Начальник же нашего праздника - великий Царь. Великим Царем я называю Того, Который по истине велик. Да не оскорбится присутствующий здесь василевс, но да соединит с нашим богословствованием и собственное славословие. Я разумею Царя над всеми, высочайшего, вышенебесного (uperouranion), величайшего, - того Царя, Которого престол - свод неба, а подножье ног - земля, и о Котором никто достойно мыслить не может; по-тому что блистающий вокруг Него свет невыразимым сиянием лучей своих возбраняет всякому созерцать Его божество. Около сего Царя движутся небесные воинства и Ему служат надмирные (uperkosmion) силы, признающие Его своим Владыкой, Господом и Царем. Около Него блистают бесчисленные полки ангелов, соборы архангелов, сонмы святых духов, черпающих из Него, как из величайших источников света, ослепительное сияние. Сего великого Царя громкими и богоприличными гимнами славят все светы и бестелесных светов божественные и мысленные роды, получившие в удел страну поднебесную. И эта страна окружена лазурной завесой обширного неба, которой существа вне царских чертогов отделяются от существ, находящихся внутри них. Вокруг же небесной завесы, как бы в царских передних, текут факелоносцы, - солнце, луна и прочие небесные светила, воздавая почести Царю и вместе с тем, по его мановению и слову, озаряя неугасимым светом существ, получивших в удел мрачную страну вне неба. Приняв обычай славословить сего великого Царя нашего, Христа, победитель наш василевс сам, думаю, признает это обыкновение весьма хорошим, ибо знает, что виновник его царствования над нами - один Он. Получив отчее наставление, знают и боголюбивые кесари, что Он есть источник всех благ. Наученные великим Спасителем и Учителем, Его же чтят воинские отряды, бесчисленные жители селений и городов, и вожди народных собраний (arconteV ekklhsiazonteV). Словом сказать, весь человеческий род, различные области, племена и языки, в частности рождающиеся не с одинаковыми мнениями, вообще держатся одного и того же исповедания, и врожденным себе смыслом, самостоятельным и самосознающим умом призывают одного и того же Бога.

Кто не может видеть Его собственными очами, тому вещают о Нем и благопотребно льющиеся потоки земных дождей, и звуки громов, и огни молний, и разностороннее направление ветров, и воздушное плавание облаков. Его одного признает своим Господом и всесветлое солнце, которое идет через многие века, и, повинуясь Его мановению, никогда не дерзает выступить из своих пределов. Подателя различных светов проповедует и прекрасное небо, блистающее сонмами звезд, которые текут стройно и согласно, совершая всякий раз обыкновенные свои обороты. По Его мановению и слову, составляют единую гармонию все небесные светила, протекающие величайшие пути в продолжение многих веков, так как бы состязались к беге воздушных просторах. Многоразличную премудрость неизреченно-великой силы прославляет равномерно последовательное движение дней и ночей, перемена годовых времен, число и порядок всех явлений. Ему также воздают должное и приличное славословие невидимые, летающие в открытом пространстве воздуха силы.

Сего-то великого Царя воспевает весь мир, Его-то чествуют горние небеса и силы превысшие небесного свода. Его-то неизреченными гимнами величают воинства ангелов и, как своего родителя, славословят духи - сыны мыслимого света[5].

Сей свет, истекая из нескончаемого и безначального Божества, выходить вне Его и, как страну наднебесную, так и все внутри неба, озаряет лучами мудрости, превосходящими сияние солнца. Он, то есть правитель целого мира, - Слово Божье, проходящее на всем, через все и во всем видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому.

2. Единородное Слово Бога непрерывно соцарствует своему Отцу от безначальных веков в неисчислимые и бесконечные века, а друг Его, получивший свыше мудрость царствования и укрепляемый названием, одноименным Богу, владычествует через долгие периоды годов. Спаситель всех приготовляет своему Отцу благоприятными все небо, мир и вышнее царство, а друг Его приводит к единородному и спасительному Слову подвластных себе жителей земли, и через то делает их готовыми для того же самого царства. Общий всех Спаситель, владея невидимой и божественной силой, как добрый пастырь, удаляет от своих овец, будто диких зверей, враждебные силы, которые носясь вокруг земной атмосферы, похищали человеческие души (yuch); а друг Его, свыше украшенный доспехами против врагов, умеет посредством войны обуздывать явных противников истины. Спаситель всех, как до сотворения мира (kosmoumenoV) появившееся Слово, вверяет разумное и спасительное семя подвластным себе тварям, и через то делает их тварями разумными и выдающими царство Отца, а друг Его, как бы истолкователь Бога - Слова, призывает к познанию Всеблагого весь человечески род, взывая к слуху всех и громогласно возвещая жителям земли законы благочестия и истины. Спаситель всех переходящим отсюда туда отверзает небесные врата Отчего царства, а ревнитель Всеблагого, очистив от всякой нечистоты безбожного заблуждения земное свое царство, сонмы святых и благочестивых мужей призывает в царские чертоги и заботится о спасении каждого на управляемом им корабле жизни.

Один из бывших когда-либо обладателей римского царства, почтенный от Царя всех тремя десятилетиями власти, он не посвящает сего торжества земным духам, призракам, обольщающим народ демонам, обманам и выдумкам безбожников, как обыкновенно делали древние, но, сознавая полученные блага, воздает благодарение Тому, Кто почтил его ими.

Утверждение благочестия через принятие в душу догматов истинных, благоговейная проповедь Бога торжественным словом, подражание человеколюбию Всеблагого царскими деяниями, всесовершенная преданность и приношение Ему самого себя в смысле великого дара, как начаток вверенного себе мира, - вот величайшая жертва, которую прежде всего совершает василевс наш! Он, как добрый пастырь, не возлагает на жертвенник знаменитых гекатомб[6] из перворожденных агнцев, но пасомых им словесных овец приводит к познанию Бога и благочестию души.

3. Весело взирая на такую жертву и с любовью приемля этот дар, Он восхваляет совершающего священнодействия (iereiw) сей достоуважаемой и благоприличной жертвы, и соответственно благоговейному чествованию себя, умножая благодеяния, награждает его долгими периодами царствования. Он позволяет ему также отправлять различные празднества с великими видами монархии, делая каждый раз участником в царском престоле кого-нибудь одного из сынов его, и как бы цветущему и сильному растению, назначая времена для развития. Первого, одноименного[7] объявил Он причастным царскому жребию, по прошествии первого десятилетнего периода царствования, второго по времени[8] - по прошествии второго, а третьего[9] - в третий, нынешний десятилетний праздник. Вот наступает уже и четвертый период, продолжительность времени увеличивается. Распространяя царствование обильным общением рода и назначением кесарей, Он приводит к исполнению предречения божественных пророков, которые давно уже и очень давно взывали: И преймут царство святии Вышняго (Дан. 7, 17). Таким образом, даруя боголюбивому василевсу приращение времен и детей, Бог, Всецарь, сам соделывает его правление над народами земли сильным и юным, как будто бы оно только теперь возникает. Прославив в нем победителя всех врагов и неприятелей, и показав всем жителям земли пример истинного благочестия, Он сам устраивает нынешнее торжество его. Что же касается до василевса, то светозарным сиянием кесарей, будто солнце далеко пущенными от себя лучами, он озаряет и тех подданных, которые обитают в странах отдаленнейших. Один, достойный себя плод, он послал нам, жителям востока, другого сына - другому роду людей, иного опять иному[10], возжег их, будто факелы или светильники, льющимся от него самого светом. Так, в один ярем царской четырехконной колесницы запрягая себе, будто каких коней, четырех мужественнейших кесарей[11], и уравнивая их браздами божественного согласия и единомыслия, он с высоты своего престола сам погоняет их и, объезжая освещаемую солнцем землю, сам везде присутствует и все осматривает. Притом, украшенный образом царствования небесного и укрепляемый подражанием власти монархической, он взирает горе и управляет дольним по первобытной идее горнего, ибо Всецарь земнородных эту одну идею даровал человеческой природе. Закон царского права именно тот, который подчиняет всех единому владычеству. Монархия превосходнее всех форм правления, многоначалие (poluarcia) же, составленное из членов равного достоинства, скорее есть анархия и мятеж. Посему-то, один Бог (не два, не три, не более, ибо, многобожие есть тоже безбожие), один Царь, одно Его Слово и один царский закон, выражаемый не речениями и буквами, не в письменах и на таблицах, истребляемых продолжительностью времени, но живое и ипостасное Слово Бога, предписывающее волю Отца всем, которые покорны Ему и следуют за Ним. Его окружают небесные воинства, Ему служат тьмы Ангелов, бесчисленные сонмы надмирных полков и невидимых в небе духов, которые подчинены порядку целого Мира. Всеми ими, как некий вождь великого Царя, предводительствует царское Слово. И это-то Слово громкие вещания богословов мистически нарицают Архистратигом и великим Архиереем, Пророком Отца, Ангелом великого совета, отражением отеческого сияния, единородным Сыном, и другими бесчисленными именами. Это-то живое Слово, этот закон, мудрость и полноту всякого блага Родитель Его дал всем сынам своего царства, как дар величайший и наилучший. И проникая во все, проходя везде и благодать своего Отца простирая на всех, Оно сообщило подобие царской власти даже разумным обитателям земли. То есть, божественными силами украсило сотворенную по образу Его человеческую душу. Отсюда, как божественное истечение, возможны для нее и прочие добродетели, ибо единая премудрость есть единый Бог. Он один благ по существу, один могущественен по силе, Он также родитель правды, Отец Слова и мудрости, источник света и жизни, раздающий истины и добродетели, вождь самого царствования, всякого начальства и власти.

Отсюда у всех людей, эллинов и варваров, естественные и самостоятельные помыслы, отсюда понятие об уме (logon) и мудрости (sojiaV), отсюда семена благоразумия и правды, отсюда знание искусств; отсюда знание добродетели, любимое имя мудрости и почетная любовь к философскому образованию, отсюда ведение всего доброго и прекрасного, отсюда представление самого Бога и жизнь достойная благочестия, отсюда человек имеет силу царствовать и непреоборимо властвует над всем земным. Все сие есть именно следствие того, что Слово - отец словесных (logicwno) творений, запечатлело в человеческой душе черты образа и подобия Божьего и сделало ее животным царским, внушив ей одной из земнородных способность царствовать и повиноваться царской власти, а вместе с тем, наперед заботливо прояснять себе и обетованную надежду царства небесного, к которому она предназначена. Потом Отец своих чад не замедлил вступить и в собеседование со смертными. Питая свои семена и обновляя дары свыше, Он благовествовал всем о наследовании царства небесного, всех призывал и увещевал быть готовыми шествовать горе и приготовлял достойную звания одежду. Неизреченной силой своей проповеди Он наполнил все ежедневно озаряемое солнцем и по подобию небесному, к которому спешить побуждал весь человеческий род, питая людей доброй надеждой, изобразил царство земное.