«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

– Что ты из-за этого расстраиваешься? По-твоему, если ты прочтёшь не главу, а только несколько стихов из Евангелия или только одно слово из Него, или просто благоговейно поцелуешь эту священную книгу, то ты не освятишься? Но, кроме того, ведь ты не вчера пришла ко Христу. Почему же ты не размышляешьтом, что прочитала и услышала до сего дня? Главное - правильно себя расположить. Скажи себе так: "Сейчас Бог хочет, чтобы я была в таком состоянии. Несколько лет назад Он хотел, чтобы я была в состоянии другом". Один благоговейный адвокат, состарившись потерял зрение. Однажды он мне сказал: "Помолись святой старец, о том, чтобы я мог читать хотя бы немного и о том, чтобы я мог узнавать любимых людей". - "Любимых людей, - ответил я ему, - ты можешь узнавать и по голосу. А что касается чтения… ведь ты читал столько лет! Теперь твори Иисусову молитву. По всей вероятности, сейчас Бог хочет от тебя именно этого". После этого разговора несчастный стал испытывать радость большую, чем тогда, когда он мог видеть.

Небесная мзда за увечье

Если, имея увечье, мы терпим и не ропщем, то мы получаем большую мзду. Потому что все увечные люди откладывают себе какие-то [духовные] сбережения. К примеру, в небесной сберегательной кассе на человека глухого открыт счёт за то ухо, которым он не слышит, на слепого - за слепой глаз, на хромого - за хромую ногу. Это великое дело! Если эти люди совершат еще хоть небольшой подвиг против душевных страстей, то они будут награждены и венцами от Бога. Посмотри - ведь инвалиды войны получают особую пенсию и, кроме того, их награждают орденами.

Если человек имеет красоту, удальство, здоровье и при этом не подвизается, не старается отсечь свои недостатки, то Бог скажет ему: "В жизни земной ты сладился данными тебе благами: удальством и тому подобным! Что еще Я тебе должен? Ничего". А вот человек, имеющий увечье: родился ли он с ним, унаследовал ли его от родителей или приобрел позднее, должен радоваться, потому что в жизни иной он получит воздаяние. Особенно в том случае, если он не виноват в своем увечье. В этом случае он будет иметь воздаяние чистое, без "вычетов" и "удержаний". Ведь если человек всю жизнь не может, к примеру, вытянуть ногу, не может сесть, не может сделать поклон и тому подобное, то это немалое [испытание]. В иной жизни Бог скажет такому человеку: "Иди сюда, дитя Моё, и уже навечно сядь на этот трон". Поэтому я говорю, что мне в тысячу раз лучше было бы родиться умственно отсталым, слепым или глухим, потому что в этом случае меня ждала бы мзда от Бога.

Если люди увечные не ропщут, но смиренно славословят Бога и живут с Ним, то в Раю они займут лучшее место. Бог поместит их вместе с исповедниками и мучениками, которые ради Христовой любви отдали свои руки и ноги, и сейчас в Раю они с благоговением лобызают руки и ноги Христа.

– Геронда, а если, к примеру, человек страдает глухотой и при этом ноет, жалуется на свою участь?

– Маленькие дети тоже ноют. Многому Бог значения не придает. Посмотрите, ведь хорошие родители, равным образом любя всех своих детей, особенной заботой покрывают детей слабых или увечных. Подобным образом и Бог, наш добрый Отец, поступает со Своими телесно или духовно слабыми детьми, лишь бы они имели благое расположение и давали Ему право вмешиваться в их жизнь.