Скитский Патерик

Тебя обижают другие, а ты терпи; тебя обижают, а ты сожалей о них, что грешат; тебя обижают, а ты мысли о благе их, нельзя ли их как сделать добрыми, и подавай им добрый пример словом и делом.

Авва Пимен говорил: "Зло никаким образом не истребляет зла; а потому ежели кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло".Мать Феодора спросила папу Феофила (название папы часто усвоялось Александрийским епископам как почетный титул): "Что значит изречение Апостола: время искупующе (Кол. 4, 5)?". Он отвечал ей: "Слова Апостола указывают на прибыль: тебе, например, предстоит время поношения? Искупи ты время поношения смирением и долготерпением и так извлеки для себя прибыль. Предстоит тебе время бесчестия? Опять искупи сие время терпением и получишь прибыль. Таким образом, если захотим мы, все неприязненные действия будут служить нам в пользу".Мать Феодора рассказывала: "Один благочестивый муж терпел от кого-то ругательство. Он говорит ругателю: "Мог бы я отвечать тебе подобным, но закон Божий заграждает уста мои"".Брат, отправляясь на торг, спросил авву Пимена: "Что ты присоветуешь мне делать?".– "Будь другом того, кто тебя обидит,– отвечал ему старец,– и спокойно продавай свои вещи".На Горе Афонской жил великий молчальник. Однажды напали на него разбойники. Старец закричал. Соседи его, услышав крик, схватили разбойников и отослали к правителю; сей посадил их в темницу. Но братия опечалились и говорили: "Разбойники преданы из-за нас". Пошли они к авве Пимену и рассказали ему о случившемся. Авва написал к старцу такое письмо: "Размысли, откуда произошло первое предательство,– тогда увидишь, откуда и второе. Если бы прежде не было в тебе предательства внутреннего, то не сделал бы ты и второго". Выслушав это письмо аввы Пимена, старец, который был славен во всей той стране и никогда не выходил из своей келии, встал, пошел в город, вывел из темницы разбойников и перед всеми освободил их.Авва Римлянин рассказывал: "Один старец имел у себя доброго ученика, но по своему малодушию выгнал его из келии и выбросил ему милоть. Брат не отходил от келии и сидел за дверью. Старец, отворив дверь и найдя его сидящим тут, поклонился ему и сказал: "Отец мой! Долготерпеливое смирение твое победило мое малодушие. Войди сюда и отныне ты будешь старшим и отцом, а я младшим и учеником"".Сказывали об авве Иоанне Персиянине: когда приступили к нему злодеи, он принес умывальницу и просил позволить обмыть им ноги. Пристыженные сим злодеи начали просить у него прощения.Пошел однажды авва Ксанфий из Скита в Теренуф. Там, где он остановился, ради трудного подвига его принесли ему немного вина. Некоторые же, услышав о нем, привели к нему бесноватого. Демон начал поносить старца: "К этому винопийце вы привели меня?" – говорил он. Старец не хотел изгонять демона. Но за поношение его сказал ему: "Верую Христу, что я не успею выпить чаши сей, как ты выйдешь". И только что старец начал пить, демон вскричал: "Ты жжешь меня, жжешь меня!". И старец еще не кончил чаши, как демон вышел по действию благости Христовой.

Когда увидишь, что обидчика можно исправить или сделать добрым посредством одного лишь наказания его, что без сего он сделается еще худшим и будет делать другим вред, то из любви к нему и другим делай ему добро посредством наказания его, но не без совета, чтобы после не раскаиваться в неудаче.

Авва Даниил рассказывал: "Когда авва Арсений жил в Скиту, был там монах, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келию, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он монаху: "Чего ты ни захочешь, я все тебе дам; только не воруй". И дал ему золота, денег, одежду и все, что нужно было для него. Но монах ушел от него и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: "Если найдется брат, который имеет грехи слабости, такого должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его, ибо он и душу свою губит, и беспокоит всех живущих с ним"".

Плати за зло добром так, что если кто тебя ударит в правую твою щеку, обрати ему и другую.

Осрамит тебя или унизит кто-либо, ты, настроенный мыслью быть полезным ближнему, обращать грешника от заблуждения пути его, подай новый добрый пример смирения и унижения себя словом или делом.

Авва Иоанн сидел однажды против церкви; братия окружили его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев увидел это и, искушаемый завистью, говорит ему: "Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда".– "Да, авва,– отвечает ему Иоанн,– и ты сказал это, видя одну только наружность, а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность".Авва Даниил рассказывал: "В Вавилоне у одного знатного человека была дочь, одержимая бесом. Отец ее любил одного монаха. Тот сказал ему: "Никто не может исцелить дочь твою, кроме пустынников, которых я знаю; но если ты будешь просить их, они не захотят этого сделать по своему смирению. А вот что мы сделаем: когда они придут на рынок, вы притворитесь, будто хотите купить у них корзины; и как придут получать деньги за них, то мы скажем им, чтобы они сотворили молитву, и надеюсь, что дочь твоя выздоровеет". И так они пошли на рынок и нашли одного из учеников сих старцев, который сидел и продавал их корзины. Взяли его с корзинами к себе, будто для того, чтобы отдать ему деньги за них. Когда монах вошел в дом, пришла бесноватая и дала ему пощечину. Монах, по заповеди Господа, обратил и другую ланиту. Демон, мучимый сим, вскричал: "Какая сила! Заповедь Иисуса изгоняет меня". Девица тотчас исцелилась. Когда же пришли старцы, им рассказали о случившемся. Они прославили Бога и говорили: "Гордость диавола обыкновенно низлагается смирением, по заповеди Христовой"".Пришли к авве Антонию братия и говорят ему: "Дай нам наставление: как спастись?". Старец отвечал им: "Вы слышали Писание? И сего довольно для вас". Но они сказали ему: "Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать". Тогда старец сказал им: "В Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39)". Они говорят ему: "Мы не можем сего сделать". Старец отвечает: "Если вы не можете подставлять другой, по крайней мере переносите удар в одну".– "И этого не можем",– говорят они. "Если и этого не можете,– отвечал старец,– по крайней мере не платите ударом за удар". Братия сказали: "И сего не можем". Тогда старец сказал ученику своему: "Приготовь им немного кашицы: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться".

Плати за зло добром так, что хотящему судиться с тобой отдай более, чем он хочет

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Мф. 5, 40

Хочет взять силою у тебя твое имущество кто-либо; ты, настроенный мыслью быть полезным ближнему, обращать грешника от заблуждения пути его, подай ему добрый пример беспристрастия к временному имуществу, отдай ему, чего он хочет, и отдай более, нежели хочет (если только сие не вредно для других), и отдай ему даже свою последнюю рубашку, когда увидишь, что твой добрый пример беспристрастия к временному спасет душу грешника от смерти или может быть полезен множеству грешников.

Рассказывали об авве Макарии. В отсутствие его вошел к нему в келию разбойник. Макарий, возвратившись в келию, застал разбойника, который навьючивал на своего верблюда вещи его. Макарий вошел в келию, взял еще несколько вещей и вместе с разбойником клал их на верблюда. Когда же они навьючили, разбойник начал бить верблюда, побуждая встать, но верблюд не подымался. Авва Макарий, видя, что верблюд не встает, вошел в свою келию, нашел там маленький земледельческий инструмент, вынес его и, кладя на верблюда, сказал: "Брат! Вот чего дожидался верблюд!". Потом, ударив верблюда ногой, сказал: "Встань!". Верблюд, по слову святого, тотчас встал и немного отошел. Потом опять лег и уже не вставал до тех пор, пока не сняли с него всех вещей. Тогда пошел он.Однажды воры грабили авву Евпрепия, он вместе с ними выносил свои вещи. Когда воры унесли все его имущество, но оставили свою палку, авва Евпрепий, увидев палку, опечалился и, взявши ее, побежал за ворами, желая отдать им палку. Когда же воры не хотели взять, опасаясь, чтобы чего не случилось, авва Евпрепий, встретившись с какими-то людьми, которые шли по той же дороге, упросил их отдать палку.Авва Спиридон, пастырь овец, столь был свят, что удостоился быть пастырем людей; ибо в одном из кипрских городов, именно в Тримифунте, он избран был в епископы. Но по великому смирению своему, он, будучи епископом, пас овец. Однажды в полночь воры тайно подошли к овчарне, чтобы украсть овец. Но Бог, хранящий пастыря, сохранил и овец. Воры невидимой силой были связаны у овчарни. На рассвете пришел к овцам пастырь и, увидев воров со связанными сзади руками, узнал о случившемся. Сотворив молитву, авва Спиридон развязал воров. Потом долго убеждал и увещевал их, чтобы старались жить лучше честными трудами, чем воровством, и, подарив им одну овцу, отпустил их, сказав с любовью: "Чтобы не подумали, что вы даром стерегли овчарню".Рассказывали об авве Геласии. Имел он книгу в коже, стоющую восемнадцать златников, в которой написан был весь Ветхий и Новый Завет. Книга лежала в церкви, чтобы мог читать ее всякий желающий из братий. Один брат, странник, пришел посетить старца и, увидав книгу, покусился на нее. Он украл ее и ушел. Старец, хотя и узнал об этом, не погнался за братом, чтобы взять его. Брат пришел в город и искал, кому бы продать книгу; и когда нашел человека, желающего купить ее, назначил ей цену в шестнадцать златников. Желавший купить сказал брату: "Дай мне прежде ее, я узнаю о ней и тогда отдам тебе эту цену". Брат отдал книгу. Тот, взяв ее, пришел к авве Геласию показать ему и сказал о цене, какую назначил продавец. Старец говорит ему: "Она хороша и стоит назначенной цены". Но покупавший, возвратясь, сказал продавцу иначе, а не так, как говорил старец. "Вот я,– сказал он,– показывал ее авве Геласию, и он сказал мне: книга дорога; она не стоит назначенной тобой цены". Брат, услышав это, спросил: "Ничего тебе еще не говорил старец?".– "Ничего",– отвечал тот. Тогда брат сказал: "Теперь уже не хочу продавать книгу". Мучимый совестью, он пошел к старцу, признался ему и просил его взять книгу назад, но старец не хотел брать. Тогда брат говорит ему: "Если ты не возьмешь ее, я не буду иметь покоя". Старец отвечал: "Если не можешь быть покойным, то я беру книгу". Брат, получив назидание от поступка старца, жил с ним до самой кончины своей.Пришли некогда к авве Феодору три разбойника: двое держали его, а третий выносил пожитки его. Вынеся книги, разбойник хотел взять и левитон. Тогда старец говорит ему: "Это оставьте". Они не хотели. Старец, двинув своими руками, отбросил двух первых. Разбойники, увидев это, пришли в страх. Старец же говорит им: "Не бойтесь ничего, разделите все это на четыре части и возьмите три себе, а одну оставьте мне". Так они и сделали. На его долю достался и левитон, который он надевал в церковь.

Плати за зло добром так, что если кто тебя принуждает потрудиться, сделай для него больше, чем принуждает

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Мф. 5, 41

Силой принудит тебя кто-либо для него трудиться, ты, настроенный мыслью быть полезным ближнему, обращать грешника от заблуждения пути его, подай ему добрый пример заповеданной любви к собратиям: с любовью потрудись в том деле, к которому он тебя принудит, и потрудись больше, чем сколько принудит (если только сие не вредно для других), и жизнь свою положи для него, когда увидишь, что сим спасаешь душу грешника от смерти или будешь полезен множеству грешников.