Скитский Патерик

Обвиняй себя во всем.

Авва Иоанн говорил: "Оставив легкое бремя осуждать самих себя, мы понесли тяжкое – стали оправдывать самих себя".Авва Пимен говорил со вздохом: "Все добродетели вошли в сей дом, кроме одной, без которой едва ли устоит человек".– "Какая же это добродетель?" – спросили его. "Самоосуждение",– отвечал старец.Блаженный архиепископ Феофил посетил некогда гору Нитрийскую. К нему пришел авва горы той. Архиепископ спросил его: "Что нашел ты, отец, лучшего на пути сем?". Старец отвечал ему: "Постоянное обвинение и осуждение самого себя". А авва Феофил говорит ему: "Нет другого пути, кроме сего".Авва Пимен говорил: "Мы подвергаемся столь многим искушениям потому, что не сохраняем своих имен и своего чина, как свидетельствует и Писание. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя, и Спаситель утешил ее (см.: Мф. 15, 27–28)? Также Авигея сказала Давиду: "Во мне неправда моя (см.: 1 Цар. 25, 24)",– и Давид, выслушав слова, возлюбил ее. Авигея представляет душу, Давид – Бога: если душа обвинит себя пред Богом, Господь возлюбит ее".Он же повторял следующее изречение блаженного аввы Арсения: "Велико могущество человека, если он обвиняет себя во всех грехах своих пред Господом и ожидает искушения до последнего издыхания".Еще говорил: "Если человек во всем будет винить самого себя, то везде устоит".Рассказывали об авве Моисее: когда он был сделан клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: "Вот ты теперь весь стал белым, авва Моисей (у древних стихарь обыкновенно употреблялся белого цвета)!". Он отвечал: "О если бы, владыко, и изнутри так же, как извне!". Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: "Когда взойдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить". Старец вошел; клирики начали поносить его и выгнали, говоря: "Ступай вон, эфиоп!". Старец, выходя, говорил самому себе: "По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп – ты не человек, зачем же ходишь с людьми?".Три старца, услышав об авве Сисое, пришли к нему, и первый говорит ему: "Как мне избавиться от огненной реки?". Старец не отвечал ему. Второй говорит ему: "Отец! Как мне избавиться от скрежета зубов и червя неусыпающего?". Третий говорил: "Отец! Что мне делать? Меня мучит воспоминание о тьме кромешной?". Авва Сисой сказал им в ответ: "Я не помню ни об одном из сих мучений. Бог милосерд; уповаю, что Он сотворит со мною милость". Старцы, услышав сие, пошли от него со скорбью. Но авва, не желая отпустить их в огорчении, воротил их и сказал: "Блаженны вы, братия! Я позавидовал вам: один из вас говорил об огненной реке, другой о преисподней, третий о тьме. Если душа у вас проникнута таким воспоминанием, то вам невозможно грешить. Что же делать мне, жестокосердному, которому не дано знать, что есть наказание человекам? Оттого я каждый час и согрешаю". Старцы, поклонившись ему, сказали: "Что мы слышали, то и видим".Один брат сказал авве Феодору Фермейскому: "Я хочу исполнять заповеди". Старец отвечал ему: "И авва Феона также некогда говорил: "Хочу, при помощи Божией, выполнить намерение мое". Принеся в пекарню муки, он испек из нее хлебы. Когда попросили у него бедные, он отдал им хлебы, когда попросили еще другие, отдал им корзины и одежду, которую носил, и вошел в келию свою лишь опоясанный мафорием; а при всем том он осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией".

Почитай себя хуже всех.

Авва Нил говорил: "Блажен из людей тот, который почитает себя хуже всех".Брат говорил авве Сисою: "Я замечаю за собой, что памятование о Боге всегда со мной". Старец отвечал ему на это: "Не важное дело, что ты размышляешь о Боге, но то важно – видеть себя ниже всякой твари. Ибо такое уничижение и труд телесный приводят к смиренномудрию".Брат спросил авву Тифоя: "Какой путь ведет к смирению?". Старец отвечал: "Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари".Авва Пимен сказывал: один брат спросил авву Арсения: "Что значит уничижать себя?". И старец отвечал: "Ставить себя ниже бессловесных и знать, что они не подлежат осуждению".Авва Сисой просил авву Ора: "Дай мне наставление".– "Имеешь ли ко мне доверие?" – спросил его авва Ор. "Имею",– отвечал авва Сисой. "Пойди же,– сказал ему авва Ор,– и делай то же, что, как видишь, делаю я".– "Что же вижу я в тебе, отец?" – спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: "Я почитаю себя ниже всех людей".Авва Ор говорил: "Не помышляй в сердце своем против брата своего, не говори: "Я живу воздержаннее и строже его", а покорись благости Христовой в духе нищеты и нелицемерной любви, дабы не пасть тебе от тщеславия и не погубить трудов своих. Ибо в Писании сказано: Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Будь приправлен солью о Господе".Авва Пимен говорил: "Если человек достигнет того состояния, о котором сказал Апостол: Вся убо чиста чистым (Тит. 1, 15), то увидит, что сам хуже всякой твари". Брат спрашивает старца: "Как могу думать о себе, что я хуже убийцы?". Старец отвечал: "Если человек дойдет до состояния, указанного Апостолом, и увидит человека, совершившего убийство, то скажет: "Он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день"".Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова аввы Пимена. Авва Анувий отвечал: "Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их". Брат спросил: "В чем праведность его?". Старец отвечал: "Это всегдашнее обвинение самого себя".Авва Иаков сказывал: "Пришел я однажды к авве Матою и, уходя, сказал ему, что хочу отправиться в Келлии. Авва Матой сказал: "Поклонись от меня авве Иоанну". Я пришел к авве Иоанну и говорю ему: "Авва Матой тебе кланяется". Старец говорит мне: "Да, авва Матой воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Ин. 1, 47)". Через год опять пошел я к авве Матою и передал ему поклон от аввы Иоанна. Старец сказал мне: "Я недостоин приветствия от такого старца". Если услышишь, что какой-нибудь старец почитает ближнего выше себя, то знай, что он достиг уже великого совершенства. Ибо в том-то и состоит совершенство, чтобы предпочитать себе ближнего".Рассказывали об авве Пимене, что он никогда не хотел давать наставления своего после другого старца, но обыкновенно всячески восхвалял давшего наставление.Рассказывали старцы, что однажды прислано было в Скит несколько мелких смокв, и их, как ничего не стоящих, не послали к авве Арсению, чтобы он не обиделся. Старец, услышав об этом, не пошел в церковь и сказал: "Вы отлучили меня, лишив благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не удостоился получить". Все, услышав о сем, получили пользу от смирения старца. После того пресвитер пошел, отнес ему смоквы и с радостью привел его в церковь.Брат пришел к авве Матою и спрашивает его: "Почему живущие в Скиту более делают, чем велит Писание, любя врагов своих более, нежели себя?". Авва отвечает ему: "А я и того, кто любит меня, не могу еще любить, как самого себя".Один брат спросил авву Пимена: "Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?". Старец отвечает: "Потому, говорит Апостол, что в велицем же дому не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни ... Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован (ср.: 2 Тим. 2, 20, 21)".

Не хвались успехом в добрых делах и не думай о своем каком-либо достоинстве.

Авва Петр Пионитский говорил: "Не должно превозноситься, ежели Господь что-либо сделает через нас, но лучше благодарить Его за то, что мы удостоились призвания Его. Полезно так думать при совершении всякого доброго дела".Авва Ксонфий сказал: "Разбойник был на кресте – и одним словом оправдался; Иуда был в числе апостолов – и в одну ночь погубил весь труд свой и с небес сошел во ад. Посему никто не должен хвалиться успехом в добрых делах. Ибо все уповающие на себя пали".Авва Антоний говорил: "Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела".Авва Ор говорил: "Если придет к тебе помысл высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть, все ли исполнил ты заповеди, любишь ли врагов своих, болезнуешь ли о их несчастьях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. При том знай, что помысл гордости все разрушает".Авва Пимен говорил: "Не думай о своем достоинстве, а прилепись к человеку, который хорошо живет".Он же говорил: "Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был".Рассказывали о матери Сарре: однажды демон блуда сильно восставал против нее, представляя ей суетные предметы мира. Сарра, вооружаясь страхом Божиим и подвигом, никак не уступала ему; и в один день взошла на верх дома своего молиться. Здесь дух блуда явился ей видимым образом и сказал: "Победила ты меня, Сарра!".– "Не я победила тебя,– сказала она,– но Господь мой Христос".Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сей сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам подойти и на себе нести старцев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им: "Монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза; но не знаю, взойдет ли он в пристань". Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: "О чем плачешь, авва?". Старец отвечал им: "Сейчас пал великий столп Церкви! – это он говорил о молодом монахе.– Но пойдите сами к нему,– продолжал он,– и посмотрите на случившееся!". Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников старца, монах говорил им: "Скажите старцу, чтоб он умолил Бога дать мне десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой". Но не прошло и пяти дней, как он скончался.Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в село. Он говаривал братиям: "Вот уже сколько прошло лет, и я не входил в село, а вы так часто туда ходите". Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: "Я пошел бы ночью и кругом обошел село, чтобы не тщеславиться мыслью, что не хожу в село".В одно время пришли к матери Сарре два старца, великие отшельники Пелузские. Отходя от нее, сказали они друг другу: "Поучим старицу смирению". И говорят ей: "Смотри, не превозносись умом твоим и не говори: "Вот и отшельники ходят ко мне – женщине"". Мать Сарра отвечала им: "Я женщина по телу, а не по уму".Авва Пимен рассказывал об авве Исидоре: "Помыслы говорили ему: "Ты великий человек". Но Авва Исидор отвечал: "Неужели я подобен авве Антонию? Или я сравнился с аввой Памво или с другими благоугодившими Богу?". Говоря так, он успокаивался".Некогда авва Матой отправился из Раифа в страну магдолов. С ним был брат его. Там епископ задержал старца и сделал пресвитером. Однажды в беседе епископ сказал авве: "Прости меня, авва! Знаю, что ты не желал быть пресвитером, но я осмелился это сделать, дабы получить от тебя благословение". Старец сказал ему со смирением: "В сердце у меня было небольшое желание, но вот что меня затрудняет: я должен расстаться с братом своим, а один не могу исполнить всех молитв". Епископ сказал старцу: "Ежели ты знаешь, что он достоин, я рукоположу и его". Авва Матой отвечал: "Достоин ли он, я не знаю. Одно только знаю, что он лучше меня". Епископ рукоположил и брата его. Но оба они почили, не приступив к престолу для совершения Евхаристии. Старец же говорил: "Верую в Бога, что я не подвергнусь великому осуждению за то, что по рукоположении ни разу не совершил литургии; ибо рукоположение есть достояние людей чистых".

Когда хвалят тебя другие, помышляй о грехах своих и признавай себя недостойным похвал.

Авва Иаков говорил: "Кого хвалят, тот должен помышлять о грехах своих и признавать себя недостойным похвал".Авва Пимен сказывал: "Некогда старцы сидели за обедом. Авва Алоний стал прислуживать им. Старцы, видя это, похвалили его, но он ничего им не отвечал. После один из них наедине спрашивает его: "Почему ты не отвечал на похвалы старцев?". Авва Алоний говорит им: "Если бы я отвечал им, то показалось бы, будто я почитаю себя достойным похвалы"".Однажды по какому-то делу было собрание в Келлиях и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: "Мы знаем, авва, что если бы ты жил в своей стране, уже давно бы мог быть епископом и начальником над многими, а теперь ты сидишь здесь, как странник". Авва Евагрий, хотя был тронут сим, не смутился и, кивнув головой, сказал ему: "Точно так, отец! Но единою глаголах, вторицею не приложу (Иов. 39, 35)".

Будь молчалив и терпелив.

Брат спросил авву Сисоя: "Что мне делать?". Авва отвечает: "Нужное для тебя дело – совершенное безмолвие и смирение. Ибо в Писании сказано: блажени вси пребывающии в Нем (Ис. 30, 18). Тогда ты можешь устоять".Авва Иоанн спросил: "Кто продал Иосифа?". Один брат отвечал: "Братия его".– "Не братия,– сказал старец,– но смирение его продало его; ибо мог говорить, что он брат их, мог противоречить; но он молчал и по смирению продал себя. И смирение поставило его в Египте правителем".

Не старайся показывать себя отличным от других.

Авва Матой говорил одному брату: "Где ни будешь жить, иди со всеми наравне, и что делают люди благочестивые, в которых ты уверен, то и сам делай. В том и состоит смирение, чтобы не отличаться от других".

Смирись вполне, отвергнись всего себя – не имей ни своего ума, ни своей воли и действий.

Авва Моисей сказал некогда брату Захарии: "Наставь меня, что мне делать?". Захария, услышав, повергся на землю к ногам его и сказал: "Тебе ли спрашивать меня, отец!". Старец отвечал ему: "Поверь мне, сын мой Захария, я видел Духа Святаго, сходящего на тебя, и это заставляет меня спросить тебя". Тогда Захария снял со своей головы куколь, положил его под ноги и, попирая его, сказал: "Ежели не сокрушится таким образом человек, не может быть воином Христа".