Conciliar Epistles

Надписание и приветствие 1:1-2

Послание начинается, как обычно, надписанием, в котором автор послания называет себя "Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа", а своих читателей возвышает до себя, как "принявших" с ним "равно драгоценную веру". Впрочем возможно, что этим выражением Апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из евреев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божьих. (1:1).Во 2 ст. он выражает пожелание: "благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего" — этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем.

Восхождение по добродетелям 1:3-9

Далее Апостол описывает ступени деятельного восхождения к вершине христианского совершенства.В основание этой лествицы Апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства — к любви (ст. 3-8).Взаимоотношения между добродетелями следующее:покажите в вере вашей добродетельодна голая вера, без соответствующей добродетельной жизни недостаточна, она непременно должна проявлять себя на каждом шагу.в добродетели рассудительностьНо всякое дело требует рассудительности. Надо соображаться со своими силами, с временем и обстоятельствами, иначе при неразумной ревности можно принести больше вреда, чем пользы.в рассудительности воздержаниеСтараясь быть благоразумными, надо остерегаться резонерства и потакательства своим слабостям под разными благовидными предлогами. Надо быть строгими к себе.в воздержании терпениеПуть воздержания требует постоянства и терпения. Легко чем то увлечься на короткое время. Бог хочет, чтобы мы утвердились в своей доброй деятельности.в терпении благочестиеПри трудах и подвигах нередко возникают сухость, суровость и замкнутость. Надо бороться с этими чувствами. Цель подвигов не в них самих, а в исправлении сердца.в благочестии братолюбиеОтличительной чертой истинного благочестия — это благожелательное и ласковое отношение к ближним. Надо научиться сострадать людям и "нести бремена" немощных.в братолюбии любовьКонечная цель — это любовь от чистого сердца. Именно она уподобляет нас Богу и приближает к Нему.Кто застыл в своем самодовольстве и небрежет об умножении плодов веры, "тот слеп" (ст.9).

Убеждение в твердости указанием на кончину 1:10-15

Предложив лествицу христианского совершенства, Апостол Петр убеждает в необходимости непрерывно подниматься по ней: "старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (ст.10).Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится "в сей телесной храмине", "зная, что скоро должен оставить храмину свою".

Преображение Христово 1:16-18

Апостол увещевает и после его отшествия вспоминать его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18).А если и этого недостаточно, то "мы имеем вернейшее слово пророков", которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководствоваться этим пророческим словом, которое сияет, как яркий светильник в непросвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце, до тех пор, "доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших". Сказанное выше — прекрасный образ просвещения человеческой души, разбуженной от греховного сна светом Христова учения.

Ветхозаветное пророчество 1:19-21

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" — свидетельство Богодухновенности пророческих писаний.

Вторая глава

Лжепророки и лжеучители 2:1-3

Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь и всегда.Характерная черта их, что они "введут пагубные ереси" "отвергаясь искупившего их Господа", то есть будут отвергать догматы воплощения Сына Божьего и совершенного Им искупления. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом (ст. 3-4,9) [1].

Примеры божественного наказания 2:4-9