Conciliar Epistles

Источники искушений — наша греховность 1:12-18

"Блажен человек, который переносит искушение" (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему "венец жизни". Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что "каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (17).

Обуздание гнева и языка 1:19-26

Далее святой Апостол говорит об отношении христианина к слову истины (18-27). Поскольку мы все духовно рождены от Бога словом истины, надлежит нам всемерно заботиться о своем нравственном развитии, а для этого прежде всего быть "скорыми на слышание этого слова" и медленными на свои собственные слова, медленными на гнев, даже ради защиты истины, ибо "гнев человека не творит правды Божией" (20).

Сущность подлинного благочестия 1:27

Но нужно быть и исполнителями слова, а не только слушателями, чтобы не походить на человека, который рассеянно смотрит на себя в зеркало и не замечает, как он выглядит, как бы себя не видит. Только деятельное проведение в жизнь всех требований нравственного Закона Божьего делает человека истинно благочестивым: иначе, у него "пустое благочестие" (22-27).

Глава вторая

Увещание к нелицеприятному отношению к ближним 2:1-13

Апостол обличает лицеприятие в отношении к ближним, которое является обычным спутником "пустого благочестия" и доказывает, что одна рассудочная вера, без согласования с ней всей жизни человека, не имеет значения перед Богом. Подобно тому, как одни слова участия не согревают и не насыщают нагих и голодных братий наших, "так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (ст.17).

Взаимоотношение между верой и добрыми делами 2:14-26

Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла о том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Римл. 3:28)? [1] Надо полагать, что эти слова о необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане-евреи превратно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни делА закона Моисеева. Многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков и подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо "и бесы веруют, и трепещут" (2:19).Смысл слов Апостола Иакова тот, что истинная спасающая вера неразрывна связана с добродетельным образом жизни: вера первенствует и предшествует, как причина, а дела последуют, как ее следствие. Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и всецелого устремления к Богу."Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (10). Почему так? — Потому что весь закон со всеми своими многочисленными и многообразными частными заповедями есть выражение одной воли Одного Законодателя Бога, и нарушение одной заповеди есть таким образом неповиновение Его всесвятой воле и, следовательно, преступление против закона вообще. Ведь так же и в обычной жизни. Допустим человек, никого не убил, но однажды украл что-то. За это нарушение закона он судится, как вор, хотя во всем остальном он был примерным гражданином.Блаженный Феофилакт под "всем законом" понимает здесь христианскую любовь, к которой по словам Самого Господа сводится "весь закон и пророки" (Матф. 22:40): "кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, ни красть, ни клеветать ... Не о том говорится, чтобы добродетели вовсе не имели никаких недостатков, a o том, что любовь следует иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую. To же можем сказать и о других добродетелях. Кто несовершенно держится целомудрия или справедливости, а что-нибудь опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему телу добродетели. Итак, под всем законом должно разуметь закон о любви"."Милость превозносится над судом" (13) — суд по правде Божьей грозит осуждением всякому грешнику, а грешны перед правдой Божьей все — не только неверующие, но и мы, верующие христиане. Однако милосердие, благотворительная любовь несет в себе надежду, что она превозможет угрожающему осуждению за грехи и освободит согрешившего от заслуженного наказания. Апостол Петр высказывает подобную мысль, говоря: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8).Следовательно, вот какое большое значение имеют дела — дела христианской любви, дела милосердия к ближним!Святой Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам, возложивший своего сына на жертвенник (Быт. 22:9) и блудница Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерихона (Иисус Нав. 2 гл.), спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (2:26). Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. ^

Глава третья

Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1-14

Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры."Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. "Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды", он "оскверняет все тело и воспаляет круг жизни" (3:5-6).Воспаляемый сам от геенны, то есть от диавола, отца лжи, язык не поддается обузданию собственными усилиями человека. Только при помощи благодати Божьей человек может укротить свой язык. Призывая к этому христиан, святой Апостол указывает на несообразность того, что мы одним и тем же языком благословляем Бога и проклинаем людей. Ввиду обоюдоострого значения человеческого слова, учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и усиленной работой над собой приобрел истинную мудрость.