Conciliar Epistles

Сыны Божьи и дети диавола 3:1-10

Апостол Иоанн, на основании ранее высказанных мыслей, говорит о проявлении в самой жизни общения с Богом и делит людей по жизни их на детей Божиих и на детей диавола. По причине грехопадения Адама род человеческий оказался порабощенным диаволом. Искуплением Господа Иисуса Христа всем людям дарована возможность стать детьми Божьими, получая возрождение в таинстве крещения и укрепляясь в Божественной жизни другими таинствами, и собственными усилиями следовать в жизни по стопам Христа, по заповедям Его (ст.1-8)."Всякий, рожденный от Бога, не делает греха" — это выражение следует понимать не в том смысле, что верующий христианин никогда не грешит (это противоречило бы словам самого св. Иоанна в 1:8-10 [1]), а в том, что он не отдает себя в рабство греху, но всеми силами борется с искушениями, а если и падает иногда по немощи, то спешит исповедать свои грехи (1:10), чтобы больше не повторять их.Подобным образом, когда Апостол пишет: "кто делает грех, тот от диавола", он говорит не о том человеке, который редко и по немощи согрешает и потом кается, a o том, который любит грешить и опутан своими страстями.Когда человек согрешает произвольно, в действительности он сближается с дьяволом, поскольку не существует греха, который бы не происходил непосредственно или опосредовано от дьявола. Посредством каждого произвольного греха человек напрямую соединяется духовно с дьяволом. Ведь все-сущность совершения каждого человеческого греха находится в дьяволе. И человек является только сотрудником его в этом. Дьявол совершает, человек соучаствует. Наиболее очевидный пример — это Иуда Искариот. Ведь с момента, когда над ним возобладал дьявол, они вдвоем совершили самый страшный грех в истории этого мира. Поэтому святой Иоанн Богослов благозвучно говорит: Сего ради явился Сын Божий, да разрушит дела дьявола.Дела дьявола — это всякое зло: невоздержание, блуд, зависть, гордыня, ненависть и прочие грехи и пороки — от величайших до мельчайших. Посредством их дьявол делает человека своим соучастником и сотрудником (ст.8-9).

Братская любовь и ненависть 3:11-18

Характерной чертой детей Божьих, в отличие от детей диавола, служит их любовь к ближним и вера в Иисуса Христа, как Сына Божьего, пришедшего на землю во плоти и пострадавшего за грехи мира — реально и действительно, а не призрачно, как учили некоторые еретики, например, докеты [2].Отрицательным примером, как не следует относиться к ближним, святой Апостол выставляет братоубийцу Каина, и говорит, что подобен ему не только физический убийца, но и "всякий ненавидящий брата своего" (ст. 10-15). Величайший же образец истинной любви к ближним, которому мы должны следовать, это Сам Господь Иисус Христос, положивший за нас душу Свою (ст. 16).

Успокоение сердца в Боге 3:19-22

Истинная любовь к ближним доказывается делами милосердия (ст. 17-18): "станем любить не словом или языком, но делом и истиною". Сознание истинной любви к ближним, проистекающее из добрых дел, успокаивает нашу совесть и делает нас дерзновенными в молитвах перед Богом, давая сыновнюю уверенность в том, что Он слышит нас и желает помочь нам (ст. 19-22).

Вера и любовь 3:23-24

При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: "чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам". За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23-24). Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. ^ Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Таким образом, учение докетов опровергало основную христанскую догму. ^

Четвертая глава

Дух Божий и духи-обольстители 4:1-6

Апостол Иоанн увещевает христиан не всякому духу верить, но испытывать духов, "от Бога ли они" — т.е. не спешить верить всякому откровению и всякому учению, но вникать сообразуется ли оно с тем, чему учил Иисус Христос и Его апостолы. Для распознания сущности любого учения пробным камнем святой Иоанн поставляет основной догмат христианства о воплощении Бога-Слова: "всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога". Здесь "исповедует" значит не только "устами", ибо мы знаем из Евангелия, что и бесы исповедывали Иисуса Христа Сыном Божьим своими устами через бесноватого, но всей жизнью своей. По словам святого Иринея Лионского, эти слова Апостола направлены против докетов, ложно учивших, будто Господь имел лишь призрачное тело, но не воплощался на самом деле (ст. 1-3).Наш мир является полем деятельности духов разных видов и сортов. Дар "различение духов" является вместе и даром Духа Святого, и способностью человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, "испытание духов" (1 Кор. 12:10). И это дается тому, который старается жить по Евангелию. Христианский подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Христианин, подвергаясь разным искушениям, учится различать духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные приобретают дар чуткого различения духов — для полного и четкого определения добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14). И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов, созидается духовным подвигом и опытом.Однако проявления в мире духа антихристова через всевозможных "духов заблуждения" — самозваных "пророков" еретиков, не должны смущать христиан: "дети, вы от Бога и победили их" — дело Божие должно восторжествовать над всеми лжеучениями. Лжеучители пользуются лишь временным успехом. Так как "они от мира" и умеют приноравливаться к вкусам и предрассудкам мира сего, то люди слушают их. "Мы от Бога", говорит далее Апостол, и потому "знающий Бога слушает нас".Мы от Бога всем нашим существом заново рождены, или точнее: непрерывно возрождаемся Его благодатью. Поэтому мы и утверждаем, что мы от Бога, живя священными таинствами и святыми добродетелями — "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17:28).Всё, что мы имеем, принадлежит Богу: и дух, и душа, и сердце, и блага, и знание, и мысли, и дела, и жизнь, и существование. Так что всякий, кто верит в Бога и стремится к Нему, тот слушает нас, потому что видит в нас Его детей. Тот, кто вдохновляется каким-то другим духом, отрицает воплотившегося Сына Божия, ни признает Его Апостолов и их приемников, тот не от истины. Его слушают те, кто любит ложь. Это и есть признак того, как отличить "Духа истины" от "духа заблуждения" (ст.4-6).

Любовь Божья и любовь к Богу и ближним 4:7-21

Другая характерная черта детей Божьих — любовь к ближним: она духовно роднит их с Богом, вводит в теснейшее общение с Ним: "будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Бог есть любовь". He имеющий в сердце своем любви к ближнему "не познал Бога" — не имеет надлежащего понятия о Боге. Выражение "Бог есть любовь" принадлежит только святому Апостолу Иоанну и не встречается больше нигде в этом виде в священных книгах, хотя понятие такое есть.Поскольку любовь есть прежде всего Божественная, нравственная сила, которая нас делает сынами Божьими. Только истинное, органическое единение с Богом, которое достигается только рождением от Бога в любви, дает истинное знание о Боге. Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его. Поскольку Бог есть любовь, Он соединяет нас любовью и духовным сближением со всем творением, и, прежде всего, с людьми. Кто любит братьев, тот имеет Бога в себе, знает Бога, поскольку рожден от Него. Кто не любит братьев, тот не имеет Бога, не знает Его, не видит богоподобной сущности в ближних. Вывод: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (ст. 7-8).Наивысшее проявление любви Божьей к людям в том, "что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него". В этом — сильное побуждение для нас к любви, как к Богу, так и к ближним, ибо только "пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем" (ст. 7-16). Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали истинной любви. До Христа существовали лишь смутные представления о любви Божией. Но в действительности через Него вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы опытно познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти и греха, как не Тому, Кто умер такой ужасной и позорной смертью, чтобы спасти нас? Спаситель нам показал на деле, что Бог есть Любовь, и только по любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти и греха, и дает ему силы жить по заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Эта любовь так совершенна, что имеет дерзновение перед судом Божьим, и из сердца верующего совсем изгоняет страх.Конечно, Апостол говорит здесь о страхе рабском, который несовместим с сыновней любовью к Богу: страх сыновний этой любовью не исключается (ст. 17-18). Призывая христиан к любви к Богу, Апостол со всей силою убеждения настаивает, что любить Бога можно лишь при условии деятельной любви к ближним: "кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец". Любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое, а потому не может быть истинной любви к Богу у того, кто не любит "брата своего". И сверх того: такова и заповедь Божья, чтобы "любящий Бога любил и брата своего" (Матф. 22:38-39 [1], ст. 19-21). сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. ^

Пятая глава