Conciliar Epistles
Экзегетический разбор второго послания Иоаннова
Начиная послание, Апостол, умалчивая о своем имени, называет себя "старцем", надо полагать по возрасту, имея в виду свои преклонные лета. Ему было тогда около 100 лет.В понятии "избранной госпожи", которой адресовано послание, заключается понятие женщины-христианки, именитой, почитаемой, обладающей, быть может, и высоким положением, каковы были, например, римские матроны. Так как здесь говорится о детях, но не упоминается о муже, то, надо полагать, она была вдовой.Апостол говорит, что это благочестивое семейство любят "по истине", то есть любовью во Христе, не только он сам, но и все, "познавшие истину", то есть христиане. Причина этой любви в истине, которая является основой веры всех верных чад Церкви.В первой половине послания, преподав "благодать, милость и мир", Апостол выражает свою радость о вере и благочестии детей ее, "ходящих в истине", то есть правильным путем христианской жизни — как в своей вере, так и в своих поступках.Апостол увещевает госпожу и ее детей все более и более утверждаться в любви, как основной христианской заповеди (ст. 1- 6).Вторая половина послания посвящена предостережению от опасного влияния "обольстителей", не исповедующих "Иисуса Христа, пришедшего во плоти", то есть отвергающих истину воплощения Сына Божьего, "чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились", то есть, чтобы наши старания, подвиги и благочестивые труды не пропали даром, чтобы мы не лишились вечной награды у Бога.Называя лжеучителей "обольстителями и антихристами", Апостол воспрещает принимать их в дом и даже приветствовать, потому, что вступающий в дружественное общение с лжеучителем, подвергает себя опасности заразиться его лжеучением. Характерна эта необычайная строгость Апостола любви, с которой так не вяжутся современные идеи "экуменизма", проповедующего сближение с инославными "для взаимного понимания" (ст. 7-11).Послание свое Апостол заключает выражением надежды на личное свидание и передачей приветствия от племянников "избранной госпожи" — "приветствуют тебя дети сестры твоей избранной", очевидно жившей где-то в другом месте или, может быть, уже умершей. "Аминь" (ст. 12-13).
Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова
О подлинности третьего послания Иоаннова свидетельствует как предание, так и внутренние признаки в самом послании. Если мы сличим тон, дух и слог этого послания с первым посланием Иоанновым и его Евангелием, для нас станет несомненным, что и это третье послание принадлежит возлюбленному ученику Христову.Обращено это послание к некоему Гаию или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Из Апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19:29 [1]; 20:4 [2]; Рим. 16:23 [3]; 1 Кор. 1:14 [4] и др.), но к кому из них или к иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гай не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем.О времени и месте написания третьего послания можно предположить то же, что о времени и месте написания второго послания: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же г. Ефесе, где Апостол Иоанн проводил последние годы своей земной жизни.Состоит послание это также из одной только главы. В нем Апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и "хождение в истине", а особенно — за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия. И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. ^ Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. ^ Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. ^ Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия. ^
Экзегетические разбор третьего послания Иоаннова
И в этом послании, как и во втором, святой Апостол не упоминает своего имени, а называет себя "старцем". Обращаясь к Гаию, он называет его "возлюбленным" — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании.Апостол выражает ему пожелание "здравствовать", что является обычным приветствием, и "преуспевать во всем", "как преуспевает душа твоя", то есть и в житейских делах своих домашних и общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала Апостола.Объясняет это Апостол получением сведений через неких братий о том, что Гаий хранит верность Евангельскому учению и "ходит в истине"."Для меня нет большей радости", говорит св. Апостол, "как слышать, что дети мои ходят в истине". Это весьма важная и характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, то есть подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 1- 4).Далее св. Апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает "братиям", то есть христианам вообще, и "странникам", то есть приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под "странниками" подразумеваются странствующие проповедники Евангелия."Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви" — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил Апостол, они рассказали перед всем собранием верующих ("Церковью") о гостеприимстве Гаия. "Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога" — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром. (ср. 1 Кор. 16:10-11 [1]; Тит. 3:13 [2]).Выражение об этих странниках, что они "ради Имени Его пошли" свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда "Евангелистами". Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан материально поддерживать их (ст. 5-8)."Я писал Церкви", говорит далее Апостол. Неизвестно, какой и о чем, но по-видимому той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее Апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание Апостола сохранилось. Правильнее читать: "я писал бы Церкви о странствующих проповедниках, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас". Кто это Диотреф, неизвестно, но как видно, он был человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа Апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст.9-10).Святой Апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который по преданию был Епископом Филадельфийским, обещает сам придти и передает привет от друзей и друзьям. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. ^ Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. ^
Соборное Послание Апостола Иуды
И в этом послании, как и во втором, святой Апостол не упоминает своего имени, а называет себя "старцем". Обращаясь к Гаию, он называет его "возлюбленным" — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании.Апостол выражает ему пожелание "здравствовать", что является обычным приветствием, и "преуспевать во всем", "как преуспевает душа твоя", то есть и в житейских делах своих домашних и общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала Апостола.Объясняет это Апостол получением сведений через неких братий о том, что Гаий хранит верность Евангельскому учению и "ходит в истине"."Для меня нет большей радости", говорит св. Апостол, "как слышать, что дети мои ходят в истине". Это весьма важная и характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, то есть подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 1- 4).Далее св. Апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает "братиям", то есть христианам вообще, и "странникам", то есть приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под "странниками" подразумеваются странствующие проповедники Евангелия."Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви" — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил Апостол, они рассказали перед всем собранием верующих ("Церковью") о гостеприимстве Гаия. "Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога" — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром. (ср. 1 Кор. 16:10-11 [1]; Тит. 3:13 [2]).Выражение об этих странниках, что они "ради Имени Его пошли" свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда "Евангелистами". Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан материально поддерживать их (ст. 5-8)."Я писал Церкви", говорит далее Апостол. Неизвестно, какой и о чем, но по-видимому той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее Апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание Апостола сохранилось. Правильнее читать: "я писал бы Церкви о странствующих проповедниках, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас". Кто это Диотреф, неизвестно, но как видно, он был человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа Апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст.9-10).Святой Апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который по преданию был Епископом Филадельфийским, обещает сам придти и передает привет от друзей и друзьям. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. ^ Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. ^
Сведения об авторе
Автор этого послания сам называет себя "Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова". Из этого можно заключить, что это — одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался Иаковлевым, а также Левеем и Фаддеем (Матф. 10:3 [1]; Марк. 3:18 [2]; Лук. 6:16 [3]; Деян. 1:13 [4]; Иоан. 14:22 [5]).Он был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии от первой действительной его жены и братом детей Иосифа — Иакова, впоследствии Епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведного, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также Епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддея он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, a имя Левея получил, вступив в число 12-ти Апостолов, может быть, в отличие от одноименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем.Некоторые считают, что автор этого послания ничего общего с Иудой Иаковлевым, или Фаддеем и Левеем, не имеет, что в число 12-ти Апостолов он не входил (в ст. 17 он как бы исключает себя из числа Апостолов) [6], но был только в общем смысле слова "Апостолом", являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, "братом Господним".В качестве обоснования такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7:5, где говорится, что "братия Иисусовы", в дни Его земного служения, в Heгo не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12-ти Апостолов. Кроме того считают, что Апостол Иуда из 12-ти не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в Сирийском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса в виду ограниченности данных представляется невозможным.Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем предание говорит, что он проповедовал сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в Аравии, Сирии и Месопотамии, Персии и Армении. To же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой Апостол, Фаддей из 70-ти.По одному преданию св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, ^ Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита. ^ Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. ^ И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. ^ Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? ^ Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. ^
Подлинность послания святого Апостола Иуды
О подлинности этого послания ясно свидетельствуют Тертулиан и Климент Александрийский. Ориген хвалит его, как исполненное небесной благодати. Оно включено в число Соборных в так называемом Мураториевом каноне, или каталоге, но отсутствует в сирийском переводе Пешито.Евсевий, Иероним и Амфилохий отмечают, что не всеми церквями это послание было признаваемо за каноническое. Причиной этого сомнения в каноничности Иудина послания, по мнению Иеронима, было его содержание.В 14 ст. Иуда приводит пророчество патриарха Еноха [1], которое почиталось заимствованием из апокрифической "книги Еноха" и давало поэтому повод отвергать самое послание Иуды.Кроме того в 9 ст. говорится о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея [2], но этот спор неизвестен из священных книг Ветхого Завета. Об этом событии писалось в апокрифе "Успение", или иначе "Восхождение" или "Вознесение Моисея".В 4-м веке все сомнения прекратились, и послание св. Ап. Иуды, как подлинное, было принято в канон новозаветных священных книг. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". ^ Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". ^
Повод к написанию послания
Внутренним поводом, как видно из 3 ст., была пастырская ревность св. Иуды "об общем спасении душ", а внешним поводом — усиление лжеучений, против которых боролись и святой Апостол Иаков и святой Апостол Петр и святой Апостол Иоанн, как мы видели это из их соборных посланий.Святой Иуда прямо говорит, что он пишет потому, что в общество христиан вкрались нечестивые люди, обращающие благодать Божью в повод к распутству.Это несомненно — лжеучители-гностики, проповедовавшие разврат под предлогом христианской свободы и для "истощения" греховной плоти и считавшие мир не творением Бога, a произведением низших сил, враждебных Богу.Это все те же симониане и николаиты, которых обличает святой Иоанн в 2 и 3 гл. Апокалипсиса. Цель послания — предостеречь христиан от увлечения этими лжеучениями, льстившими чувственности. Послание назначено всем христианам вообще, но, по содержанию его видно, что оно предназначалось для известного круга лиц, в который нашли себе доступ лжеучители. С достоверностью можно предполагать, что это послание первоначально было обращено к тем же малоазийским церквам, к которым писал потом и Апостол Петр.