Беда Достопочтенный-ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ-НАРОДА АНГЛОВ-КНИГА ВТОРАЯ.-Вот содержание второй книги церковной истории народа

260 1 Кор. 9:2.

261 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10).

262 Имеются в виду Феликс III (папа в 483-492 гг.) или Феликс IV (папа в 526-530 гг.).

263 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг.

264 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии.

265 Царский город (urbs regii)- Константинополь.

266 Евтихий был патриархом Константинополя в 552-582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из "Моралий на книгу Иова" папы Григория.

267 Лк. 24:39.

268 Тиберий II Константин правил Византией в 578-582 гг.

269 Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с "Историей" Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином.

270 "Диалоги" папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

271 Сохранилось более 850 писем Григория, составивших "Регистр" в 10 книгах. До нас дошло 18 списков этого сборника; самый ранний датируется VIII в. Лучшее издание "Регистра" (Greg. Reg.) осуществлено П. Эвалдом и Л. Хартманном в 1899 г.

272 В кн.: Patrologia Latina, LХХV. Р. 515.

273 Евр. 12:6.

274 Пс. 111:9.

275 Иов. 29:11-17.

276 Иов. 31:16-18.

277 В кн.: Patrologia Latina, LХХVI. Р. 411.

278 Секретарий (secretarium)- помещение в храме, сочетающее функции ризницы и кабинета настоятеля, где он принимал посетителей. С ХI в. оно чаще именовалось sacristia. Беда иногда смешивает его с алтарем (sanctuarium).

279 12 марта 604 г.

280 Похожая история содержится в житии из Стренескалька; видимо, оба автора независимо друг от друга заимствовали ее из устной традиции.