Беда Достопочтенный-ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ-НАРОДА АНГЛОВ-КНИГА ВТОРАЯ.-Вот содержание второй книги церковной истории народа

274 Пс. 111:9.

275 Иов. 29:11-17.

276 Иов. 31:16-18.

277 В кн.: Patrologia Latina, LХХVI. Р. 411.

278 Секретарий (secretarium)- помещение в храме, сочетающее функции ризницы и кабинета настоятеля, где он принимал посетителей. С ХI в. оно чаще именовалось sacristia. Беда иногда смешивает его с алтарем (sanctuarium).

279 12 марта 604 г.

280 Похожая история содержится в житии из Стренескалька; видимо, оба автора независимо друг от друга заимствовали ее из устной традиции.

281 Работорговля в Риме и Италии существовала до ХVI в., хотя христиан было запрещено продавать в рабство еще в Х в.

282 Дейра-королевство англов с центром в Эбораке, возникшее на месте бриттского королевства Дейфир. В 655 г. окончательно вошло в состав Нортумбрии.

283 De ire-"о гневе".

284 Элла был первым королем Дейры в период около 560-588 гг.

285 Королевство Хвисса находилось в устье реки Северн (Хумбер). Оно было основано народом гевиссеев (которых часто смешивали с западными саксами) и вплоть до IХ в. управлялось самостоятельной династией. Архиепископ Теодор основал в Хвиссе самостоятельную епархию с центром в Вустере (Ворчестере).

286 Вопрос об исчислении Пасхи является одним из основных в сочинении Беды, поэтому его необходимо осветить подробнее. С первых веков христианства среди различных церквей возникли расхождения по вопросу даты главного переходящего праздника. В восточных провинциях Пасха по традиции антиохийской церкви совпадала с еврейской пасхой и начиналась 14 числа лунного месяца нисана. Александрийская церковь рассчитывала Пасху независимо от иудеев и праздновала ее в воскресенье после первого весеннего полнолуния; по этой системе Пасха могла начинаться в воскресенье между 15 и 21 днями лунного месяца. Римская церковь поддерживала эту точку зрения, но исчисляла день Пасхи по своему 84-летнему циклу, который не совпадал с 19-летним александрийским. Никейский собор 325 г. в своем седьмом правиле определил, чтобы Пасха праздновалась отдельно от иудеев, в воскресенье после весеннего полнолуния. В 525 г. римский монах Дионисий Малый предложил новое летосчисление от Рождества Христова и одновременно-новую систему исчисления Пасхи на основе 19-летнего (т.н. Метонова) цикла. Часть церквей в результате ошибочных расчетов праздновала Пасху с 14 по 20 дни лунного месяца, но большинство вместе с Римом приняло за начало праздника 15 день луны. Постепенно главным защитником "неправильной" Пасхи стала кельтская церковь, по иронии судьбы воспринявшая ее именно из Рима в V в. В вопросах Пасхи и тонзуры кельты отстаивали свою самостоятельность от Рима и главное-от английской церкви. Хотя еще в 664 г. собор в Витби (Стренескальке) признал неправоту кельтов, основная часть ирландских христиан приняла католическую Пасху только в 716 г., а валлийская церковь-в 768 г.

287 Пс. 67:7.