Современная практика православного благочестия. Том 1
Современная практика православного благочестия. Том 1
Часть первая. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Ин. 15,11
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сказал: вы боги.
Ин. 10, 34; Пс. 81, 6
Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства.
Схиархимандрит Софроний
Вникай в себя.
1 Тим. 4, 16
Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?
Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами?
Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания.
Все эти радости законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости.
Как пишет царь и пророк Давид: "дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Пс. 89, 10).
А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни:"Суета сует, суета сует - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?.." (Еккл. 1, 2-3).
Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое - новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия - Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа.
Он "победил мир" (Ин. 16, 33) и победил смерть. Ему "дана всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28, 18), и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины.
В это новое Царство Он зовет всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк. 15, 1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.
Своим "друзьям" (Ин. 15, 15) Он обещает уже не просто радость, а "совершенную радость" (Ин. 15, 11), при приобщении к которой человек "не будет жаждать вовек", которая уподобится "воде, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).