Contemporary Practice of Orthodox Piety. Volume 2

Ум входит в небесную тишину благодатных помыслов. Но это дается не сразу: нужен труд внимательной молитвы.

Таково просвещенное учение св. отцов о возрождении души свыше и таков благодатный, неоспоримый признак возрожденной души...

Потому св. отцы с таким жаром устремлялись из этой смертной тьмы мысленного кружения на путь возрождения своей души от Духа Божия, на путь покаяния, устремлялись от кружения в помыслах в благодатную тишину ума, устремлялись трезвением, вниманием и умной молитвой.

Внимательная молитва творила с ними чудо: помогала им отыскивать свою умерщвленную душу, оживотворяла ее, снимала с нее пелены страстей, выводила из мрака смертного демонского кружения, озаряла немерцающим светом Божества и вводила ум в Божественную тишину, из земных человеков соделывала их небесными, бессмертными ангелами".

Так начинается наша борьба с духами бестелесными, злыми, коварными, которые ведут с нами неустанную борьбу посредством помыслов, вожделений и мечтаний.

Как пишет еп. Феофан Затворник: "В движениях порочных сердца и помыслах средство истребить все это - непрестанная память о Господе и молитва к Нему".

Итак, для возрождения души необходима внимательная умная и, очевидно, непрестанная молитва.

Для этой цели, по многовековому опыту многочисленного сонма св. отцов, наиболее совершенной формой молитвы является краткая Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". При наиболее сокращенной форме ее произносят: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".

А прп. Серафим Саровский советовал во вторую половину дня присоединять к ней и молитву к Богородице: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй меня грешного".

Вместе с тем следует знать, что легче приучить себя к непрестанной молитве, если постоянно повторять лишь одну ее форму, никогда не изменяя ее.

Творение Иисусовой молитвы приносит овладевшему ею освобождение от суетных помыслов - умирение ума, обильные духовные плоды - и очищает душу от страстей. Вот как об этом говорит прп. Варсонофий Великий:

"Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их.

Ибо от призывания имени Божия враги обессиливаются; а зная это, не перестанем призывать имя Божие на помощь.

Как врач изыскивает (приличное) врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и

имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается".

"Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя", - говорит и св. Иоанн Златоуст.

Схиархимандрит Софроний пишет: "Через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, и призывание Божественного имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти".

Как говорит св. Афанасий Александрийский: "Имя Господне Иисуса Христа из всех имен, из всего любимого под небесами, - оно самое любимейшее и на земле и в мире горнем, ибо в нем мы познали Того, Кто нас возлюбил вечной любовью и начертал нас на дланях Своих, украсил Свое Божество нашим человечеством, ум наш создал Своим престолом (св. Макарий Великий) и тело - Своим храмом (ап. Павел - 1 Кор. 6, 19)".

Значение Иисусовой молитвы так характеризуется Симеоном, архиепископом Солунским: "Она есть исповедание веры, подательница Духа Святого и Божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание, милости Божией источник, единая спасительница как имя Спасителя нашего Бога в себе носящая".

"Носить со вниманием непрестанно в уме своем не пустомыслие, а великое и святое имя Божие, - пишет Н., - значит быть умной колесницей херувимской, где восседает Бог Слово. Носить святое имя Святого Бога - и значит самому освящаться и быть освященным Его Именем. Носить имя Бога бессмертного и блаженного - значит и самому приобщаться Божьему бессмертию и блаженству".

* * *