Contemporary Practice of Orthodox Piety. Volume 2
Таким образом, молитва будет совершаться в очень ранние часы утра, когда все и домашние еще обычно спят. Такая раннеутренняя молитва заменит ночную. У кого есть возможность и достаточная крепость, можно прерывать под утро свой ночной сон и вставать на молитву, чтобы после окончания ее дать себе еще несколько времени сна и отдыха.
Следует заметить, что для новоначальных в молитве и еще не окрепших духовно даже следует предпочитать раннеутреннюю молитву ночной. Последняя бывает более трудна.
По непостижимым для нас законам во время ночи (преимущественно от 12 до 2 часов утра) темная сила имеет наибольшую власть над миром и иногда мешает в молитве различными "страхованиями" (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями).
Может быть, для того чтобы приучить себя к очень раннему подъему, потребуются усилия, потребуются терпение и настойчивость. В жизни даром ничто доброе не дается; путь христианина - тесный путь, путь бодрствования, усилий и трезвения.
Но то, что получает христианин от этих усилий, неизмеримо ценно - ценно потому, что соприкасается с вечностью и прокладывает путь к духовным сокровищам Царства Небесного.
"Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший", - говорит апостол Павел (1 Кор. 12, 31).
Приложения к главам о молитве
О молитве (из писем о. Ар. С-ия)
Молитва есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко, и даже, быть может, особенно часто в молчании нашем перед Богом.
Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами
мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения сердца нашего и отвечает на них.
Я немного боюсь, что ты не учитываешь именно этого, т. е. сказанного выше; что ты склонна, как очень многие, понимать молитву, как стояние перед иконами с произношением веками установленных формул (утренних и вечерних молитв или псалмов и подобное).
Конечно, и к этой форме молитвы можно привыкнуть с детства и выполнять ее на каждый день. Но этого совсем недостаточно, и такая молитва вовсе не исчерпывает вопроса о молитве.
Я замечаю, что современные люди становятся все менее способными именно к такому виду молитвы. Это явление я объясняю усилением интеллектуальной деятельности людей. Умы наши находятся почти в постоянном возбуждении от множества поступающих к нам за день впечатлений всякого рода: "видимых" и "слышимых".
С утра начинается включение людей в городах (а теперь и в деревнях) в мировую жизнь, вовлекая наш ум и представление в ход событий и чувства наши в соучастие в них.
Итак, как же достигнуть того покоя ума и ревности сердца, которые так потребны для молитвы? Вот вопрос. К нему мы еще вернемся когда-нибудь, если Бог соблаговолит, а сейчас перейду несколько к другому, к частному твоему случаю.
Ты говоришь, что, заметив свою неспособность найти молитву, когда "становишься на молитву", в этом почувствовала твою ничтожность. И это тебя удручает.
Не удручайся. Не очень беспокойся этим обстоятельством. Предстать перед Богом вовсе не значит "стоять перед иконами", но чувствовать Его в своем глубоком сознании как наполняющего Собою все.
Жить Богом - это воспринимать Его как воистину Первую Реальность, после которой следует мир в порядке низшей, второй, производной тварной реальности. Для этого может быть пригодно всякое положение тела: лежачее, ходячее, сидячее, стоячее и т. д.Если твой ум и сердце испытывают молитвенное настроение при чтении Священного Писания, то ты оставайся в этом, доколе не прекратится это молитвенное настроение.
Правило такое: всякое слово, всякое положение, при котором ум и сердце соединяются в единой жизни - памяти Божией, не должно изменять, пока не утомится ум, или сердце, или тело.
Мои наблюдения над современными людьми приводят меня к выводу, что наиболее удобно для них молиться в храмах, особенно на литургии.