Contemporary Practice of Orthodox Piety. Volume 2

Души, не знающие, чем себя связать с Богом, связывают себя внешними делами "долга", и "исполнения".

Но как же - спросят нас - молитвы св. отцов, "положенные" на тот или иной случай личных молитвословий?

Что такое: "молитвы св. отцов"? Где они? На бумаге? В правильнике? В правильнике ведь их мертвая оболочка! А сама молитва - у Престола Божия. Оболочка их оставлена Церкви как мысленное руководство, как пример слов, исшедших от святого молитвенного сердца. Оболочка эта нам дана, чтобы мы знали характер угодной Богу молитвы и настроили бы сердце соответственно, если не знаем, о чем нам просить Бога, если Дух еще не ходатайствовал в нас, за нас. И мы теперь должны молиться либо от себя - соответственно этим молитвам Церкви, либо читать слова этих молитв, наполняя их безжизненную оболочку своим духом, своим горением, своей молитвой. Без этого своего содержания - чужие слова (даже Господни) будут шелухой для нашего сердца и слуха Господня. Они возвратятся к нам такими же тощими, какими мы их послали на небо...

Теплой, как свежевыпеченный хлеб, "дышащей" (выражение о. И. Сергиева) должна быть истинная молитва, все равно - наша ли она (внешними словами своими), или наставника нашего ли она. Слова книжного молитвенника должны стать всецело нашими словами. На страницах они лежат, как сухое дерево. Их нужно зажечь своим огнем, и тогда этот огонь согреет душу и пережжет ее.

Потому что, кто тепло, со слезами, с любовью к Богу молится в Духе, тому решительно все равно: говорить ли, молчать ли языком, водить ли глазами по строчкам, или не видеть ничего; читать ли Божью молитву, делать ее своею или свою читать, делая ее Божией...

Св. отцы учат простоте обращения к Богу. Один, прославленный Богом, сказал, что "верующий" человек - это тот, кто "с Богом говорит, как с человеком", не в

вольности, конечно, беседы своей, но в простоте младенческой. "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие" небесной молитвы...

Вся жизнь есть Правило Божие - для человека. Всегда человек должен быть готов к причастию Святых Таин и к исходу в другую жизнь.

Каждую минуту, во всех своих мыслях, чувствах, настроениях, словах, делах он должен выполнять это Правило Приготовления. И нести все жизненное покаяние лишь за неисполнение этого правила.

Послесловие автора книги к статье "Правило Духа"

Глубоки мысли, изложенные выше, и справедливо и сурово обличение владыки Иоанна многих тех христиан, которые не понимают разницы между внешним обрядом и отданностью Богу своего сердца.

Владыка хочет от всех христиан глубины, теплоты, слез и даже огня в молитве.

А в наших сердцах так часто холодно и суетно, и любовь к Богу занимает место не в сердце, а более в рассудке. Нас обличают рассеянность мысли в молитве, грехи, холодность к ближним, прегрешения и нерадения.

Но не надо унывать и тем более отчаиваться от обличений владыки. Сознаем себя лишь младенцами во Христе и нищими духом.