St. John Chrysostom, Collected Works. Volume Six. Book Two

Книга Товита.

Книга Товита называется так потому, что содержит исто­рию Товита. Товит происходил из колена Нефеалимова, был в плену и жил в Ниневии. Он был милосерд и благоче­стив; находясь в плену, он не употреблял пищи, общей с язычниками, но воздерживался. Он был закупщиком припа­сов у царя Снемессара, и оставил на сохранение в Мидии у Гаваила десять талантов. Товит имел усердие погребать умер­ших из иудеев. Оклеветанный пред царем Ахирилом (Сл. Б.: Сеннахирим), он бежал. По возвращении, он однажды похоронил умершего и лег за стеною дома; в то время, как он по обыкновению ле­жал с открытыми глазами, воробьи сверху бросили кал на его глаза, и образовались у него бельма, так что он перестал видеть. В то же время в Экватанах была дочь у Рагуила, род­ственника его, по имени Сарра. Ей препятствовал жить в су­пружестве злой дух Асмодей; он убил уже семерых, брав­ших ее за себя. В великой скорби отроковица молилась, и Бог послал ей помощника — архангела Рафаила. Товит, завещав сыну своему Товии не брать жены ни откуда, как только из его колена и рода, передает ему расписку в десяти талантах и повелевает ему идти и взять их обратно. Сын, не зная до­роги и человека (к которому нужно было идти), выходит искать спутника, и по Божественному промышлению находить Рафаила, который стоял на площади в виде человека, и нанимает его, как знающего дорогу. Таким образом архангел Рафаил со­путствует ему в виде человека, под именем Азарии. Когда они дошли до реки Тигра, Товия хотел спуститься в нее, чтобы вымыться, но вдруг большая рыба кинулась на юношу. Ангел велел ему схватить рыбу, разрезать ее, вынуть из нее печень, сердце и желчь и хранить это. На вопрос юноши, какая от них польза, — ангел отвечал: печень и сердце, если покурить ими, могут прогонять злого духа, а желчью можно снимать бельма. Таким образом, по совету и при содействии ангела, юноша получает дочь Рагуила Сарру в жены, прогнав этим куре­нием злого духа, который и был связан ангелом в верхних пределах Египта. Оставшись с женою, Товия посылает мни­мого Азарию в Мидию, получает чрез него десять талантов и возвращается вместе с ним и женою к отцу. По возвра­щении, он помазал желчью рыбы глаза отца, и бельма отпали, и Товит тотчас стал видеть. Он ослеп, когда ему было пятьдесят восемь лет, а прозрел, когда было ему шестьде­сят шесть. После того, как он прозрел, ангел открыл, что он не человек, а послан от Бога на помощь им и Сарре. Состарившись, Товит завещал сыну своему Товии удалиться в Мидию, в виду предстоявшего разрушения Ниневии, предска­занного пророком Ионою, и, ослабев, скончался 155 лет. Сын же его Товия, переселившись в Мидию, похоронил своего тестя и тещу, и, получив известие о разрушении Ниневии, скончался 107 лет. Этим и оканчивается книга.

Книга Иудифь.

Книга Иудифь называется так потому, что чрез Иудифь Бог спас сынов израильских, подвергшихся нападению и осаде от Олоферна, а самого Олоферна поразил. Вот эта история: царь ассирийский Навуходоносор, начав войну с Арфаксадом, ца­рем мидийским, требовал помощи от всех народов до Египта. Но так как они не подали помощи, и все отказались, то он, после победы и покорения Арфаксада, начал войну против отказавших ему. Он послал против них Олоферна с великим войском. Тот покорил все народы и сокрушил их идолов; но сыны израильские укрепились, не покорились Олоферну и не боялись угроз его. Первосвященник Иоаким напи­сал жителям Ветилуи, чтобы они преградили путь Олоферну,— чрез нее лежал путь его, — и они преградили. Олоферн же приготовился к войне. Между тем Ахиор, вождь аммонитян, советовал ему не воевать с народом еврейским, охраняе­мым Богом; но Олоферн, разгневавшись, отослал его в Ве­тилую и угрожал убить его, когда победит евреев. Таким образом Ахиор жил спокойно в Ветилуе, а Олоферн осаж­дал город и овладел его источниками. Народ был изну­рен жаждою и начальники уже намеревались сдать город; тогда Иудифь, сняв с себя одежду вдовства, — она оплакивала мужа и каждодневно постилась, — украсила себя, подобно невесте, и, убедив жителей, чтобы они не сдавали города раньше пяти дней, вышла к Олоферну. Она прельстила его своею мудростью и на третий день отсекла ему голову, так что воины его не знали об этом. Потом граждане, повесив голову Олоферна на стене, показали ее вождям его. Тогда ассирияне обратились в бегство, а сыны израильские, сбежавшись со всех сторон, поразили ассириян, спаслись от опасности, взяли добычу вра­гов и отдали Иудифи все вещи Олоферна. Но Иудифь, отправив­шись в Иерусалим, посвятила все Господу, и, возвратившись в дом свой, продолжала свою строгую жизнь и осталась до смерти вдовою, не согласившись ни на чьи убеждения вступить в брак. Она скончалась, прожив честно во вдовстве своем, сто пять лет. Этим и оканчивается книга.

Книга Иова.

Книга Иова называется так потому, что заключает в себе повествование о нем, как он страдал, искушаемый диаволом, как победил его, благочестиво перенесши нанесенные ему удары, и как получил обратно все вдвойне и сделался зна­менитее, чем был прежде. Он подвергся страданиям семи­десяти лет и прожил после несчастий сто семьдесят лет, так что всех лет жизни его было двести сорок. Иов жил прежде Моисея, потому что был пятым после Авраама потом­ком Исава. По случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех. Но Иов молился о них Богу, и они были прощены. Всех бесед Иова с друзьями восемь: с Елифазом три, с Софаром две и с Валдадом три; затем беседы с Елиусом, сыном Варахиила, Вузитянином. Наконец Господь является Иову в буре и облаке, а Иов отвечает Господу двумя речами. Этим и оканчивается книга. Цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить тер­пению тех, которые впадают в искушения, хотя их благоче­стие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно; и еще: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (Иов.1:21); и, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут получить награду подобно Иову. Кроме того здесь показывается, что Бог не есть виновник зла и не искушает никого, но все искушения постигают людей от злых духов по попущению Божию, к прославлению и усовершенство­ванию людей. Говорят, что эту книгу составил Соломон, если только она не есть произведение Моисея. Таково содержание этой книги, а порядок изложения следующий. В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свиде­тельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Пер­вое свидетельство Господа об Иове пред диаволом; первая клевета диавола на Иова пред Господом. Господь дает власть диаволу над всем, что было у Иова, кроме его самого. Прежде всего, диавол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг. Четвертый вестник приходит к нему и говорит, что обрушился дом и убиты все дети его. При всем этом, случившемся с Иовом, он не согрешил пред Господом. Второе свидетельство Господа пред диаволом в похвалу Иова, и вторая клевета диавола на Иова пред Господом. Господь предает ему Иова, с тем, чтобы оставалась неприкосновенною душа его. Диавол, вышедши, по­разил Иова от ног до головы. Иов, сидя на навозной куче, скоблил свой гной. Жена убеждает Иова сказать слово про­тив Господа и умереть; но он укоряет ее. Три друга Иова, Елифаз, царь Феманский, Валдад, властитель Савхейский, и Софар, царь Минейский, услышали о всем, случившемся с ним, и пришли к нему, каждый из страны своей, посмотреть на него, и, увидев его, разодрали каждый одежду свою при виде такого бедствия. При таком страдании Иов впервые отверз уста свои и проклял день и ночь, в которую родился. Он сказал: раб свободен от господина своего (Иов.3:19), так дан страдальцу свет, и жизнь, которые ждут смерти, и нет ее (ст. 20, 21). Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб (ст. 23). В ответ на это Елифаз Феманский говорит Иову: вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы (Иов.4:7)? Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются (ст. 10-11). Нет ни одного смертного, который был бы праведнее Бога? и муж чище Творца своего?  (ст. 17). Безумные, говорит, хотя бы и укоренялись, но тотчас проклял дом его (Иов.5:3), потому что жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его (ст. 5). Но человек, продолжает он, рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх (ст. 7). Господь уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным (ст. 13); а невинного Господь избавляет от нужд и в седьмой раз не коснется тебя зло (ст. 19). Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя (ст. 27). Первый ответ Иова Елифазу таков: о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы (Иов.6:2,3). Еще: ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?  (ст. 5). Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?  (ст. 12) Еще: не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?  (Иов.7:1) Еще: если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?  (ст. 20). После Елифаза вторым говорит Иову Валдад Савхейский: долго ли ты будешь говорить так? — слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?  (Иов. 8:2-3). И еще: поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет (ст. 11-13). Первый ответ Иова Валдаду таков: правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?  (Иов.9:2). Еще: Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря (ст. 8). Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным (ст. 19-20). И еще: дни мои быстрее гонца, — бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу (ст. 25-26). Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня (Иов. 10:9-10) и пр. Пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб (ст. 19). После Елифаза говорит Валдад, а после Валдада Софар Минейский, по очереди, так как каждый из них надеялся сказать Иову что-либо лучшее. Разве на множество слов нельзя дать ответа, говорит Софар, и разве человек многоречивый прав? (Иов.11:2). То поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро (ст. 15-17). Первый ответ Иова Софару таков: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас (Иов.12:2-3). Еще: кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (ст. 9-10). Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю (ст. 15). Еще: кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет (Иов.14:4-5). И еще: для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут (ст. 7). А человек умирает и распадается; отошел, и где он?  (ст. 10). Второй ряд бесед начинается так. Елифаз говорит Иову: станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим (Иов.15:2)? Тебя обвиняют уста твои, а не я (ст. 6). И еще: что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?  (ст. 14). Второй ответ Иова Елифазу таков: слышал я много такого; жалкие утешители все вы (Иов.16:2). И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних (ст. 19). О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим (ст. 21). И еще: а они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы. Если бы я и ожидать стал, то преисподняя — дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя (Иов.17:12-14). После него опять Валдад говорит Иову: когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? (Иов.18:2-4). Иов во второй раз отвечает Валдаду: доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (Иов.19:2-3). Еще: совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою (ст. 9-10).  И еще: братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня (ст. 13). Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною (ст. 16-18). Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? О, если бы записаны были слова мои (ст. 21-23). Я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд (ст. 26-29). Затем во второй раз Софар говорит Иову: размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их (Иов.20:2). Еще: веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна (ст. 5). Как помет его, на веки пропадает он (ст. 7). И еще: кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим (ст. 11-12). Эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его (ст. 14-15). Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил (ст. 18-19). Пронзит его лук медный; станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него (ст. 25). Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем (ст. 29). Второй ответ Иова Софару таков: выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас (Иов.21:2). Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? (ст. 4). Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?  (ст. 7). Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает (ст. 10). А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?  (ст. 14-15). Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?  (ст. 22). Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете (ст. 27). И еще: вы скажете: где дом князя (ст. 28)? В день погибели пощажен бывает злодей (ст. 30), и за ним идет толпа людей (ст. 33). После того в третий раз Елифаз говорит: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?  (Иов.22:2-3). Вдов ты, продол­жает говорить Елифаз Иову, отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками (ст. 9). И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?  (ст. 13). Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель?  (ст. 17). И еще: и будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя (ст. 25). Ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои (ст. 26-27), и избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих (ст. 30). Третий ответ Иова Елифазу таков: еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих (Иов.23:2). Пусть Он только обратил бы внимание на меня (ст. 6). Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя (Иов.24:2) нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже (ст. 7). Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников (ст. 18-19). Затем в третий раз Валдад говорит: держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих! Есть ли счет воинствам Его? и над кем не восходит свет Его? И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною  (Иов.25: 2-4)? Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль (ст. 6). Третий ответ Иова Валдаду таков: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного (Иов. 26:2)? Преисподняя обнажена пред Ним (ст. 6). Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними (ст. 7-8). Рука Его образовала быстрого скорпиона (ст. 13). Так как Софар не стал говорить в третий раз, и пер­вые двое замолчали, не имея больше слов на устах, потому что Иов доказал свою праведность, то Иов вторично начинает говорить о том, а они молча слушают, с пользою для себя. Жив Господь, говорит он, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи (Иов.27:2-4). Возвещу вам, что в руке Божией (ст. 11). Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите? Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители (ст. 12-13): если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом (ст. 14), и вдовы их не будут плакать. Если он наберет кучи серебра (ст. 15-16), так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь (Иов.28:1-2). И все драгоценное видит глаз его (ст. 10). Но где премудрость обретается? (ст. 12). Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня (ст. 14). А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она (ст. 18-19). Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере (ст. 23-25). И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум (ст. 28). Так как все трое молчали, то Иов опять начал гово­рить: о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы (Иов.29:2-3), когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое (ст. 7). Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного (ст. 12). Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость (ст. 13). Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно (ст. 15-16). Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное (ст. 17). После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них (ст. 23). Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих (ст. 25). Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их (Иов.30:8-9), они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим (ст. 10). Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел (ст. 19), Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня (ст. 21). Я стал братом шакалам и другом страусам (ст. 29). Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего (Иов.31:9), пусть моя жена мелет на другого (ст. 10). Потому что это — преступление, это — беззаконие, подлежащее суду (ст. 11). Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова (ст. 19), не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих (ст. 20), то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя (ст. 22). Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его (ст. 29-30). Объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем. Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее (ст. 37-38), вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь (ст. 40). Далее говорится об Елиусе сыне Варахиила, Вузитянине, который разгневался на Иова за то, что он назвал себя пра­ведным пред Господом. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы — старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение (Иов.32:6). Когда трое молчали, Елиус, встав, с бесстыдством говорит против Иова: ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня (ст. 18); и затем продол­жает: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною (Иов.33:4-5). Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость (ст. 17), чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих (ст. 18-19). Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно (ст. 21). Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне (ст. 27).  Еще сказал Елиус Иову: внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания (ст. 31-32). Еще в третий раз Елиус говорит: выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище (Иов.34:2-3); и продолжает: есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?  (ст. 7-8). Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему (ст. 10-11). Можно ли сказать царю: ты — нечестивец, и князьям: вы — беззаконники? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его (ст. 18-19). Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места (ст. 24). Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом (ст. 34-35). Еще в четвертый раз Елиус го­ворит Иову: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?  (Иов.35:2) И еще в пятый раз Елиус начинает говорить, и ни Иов, ни трое друзей его не слушают его, как безбожника, — из чего открывается, что эти трое образумились. Он говорит Иову: подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога (Иов.36:2); и продол­жает: внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии (Иов.37:14). Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?  (ст. 20). Или светлая погода приходит от севера (ст. 22)? Явившийся затем Господь оправдывает Иова, и, научая тайне Христовой, говорит к Иову: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?  (Иов.38:2). Речь Господа такова: затворил море воротами (ст. 8), и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?  (ст. 11). Или чтобы земля изменилась, как глина под печатью, спрашивает Господь, и стала, как разноцветная одежда (ст. 14)? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?  (ст. 17). Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града (ст. 22)? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?  (ст. 24) Кто проводит протоки для излияния воды (ст. 25)? И еще: есть ли у дождя отец? (ст. 28) Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? (ст. 29). Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?  (ст. 34-35). Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?  (ст. 36). Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?  (ст. 41). Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их (Иов.39:13-14): потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла (ст. 17); посмевается коню (ст. 18). Твоею ли мудростью летает ястреб (ст. 26); по твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?  (ст. 27). И еще сказал Господь Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему (ст. 32). Иов отвечал Господу: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои (ст. 34). Господь, явившись во второй раз Иову, сказал ему из облака: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне (Иов.40:2). Тогда и Я признаю, говорит Господь, что десница твоя может спасать тебя. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол (ст. 9-10). Вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены (ст. 11-12); ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья (ст. 13); он ложится под тенистыми деревьями (ст. 16). Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?  (ст. 20). Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?  (ст. 26). Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево (Иов.41:18-19). Так говорил Господь, а Иов заключил речь следую­щими словами: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал (Иов.42:2-3). Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (ст. 6). Господь укоряет Елифаза Феман­ского, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов.42:7). За­тем была принесена жертва за трех друзей Иовом, священ­ником Божиим. Далее говорится, как Господь обогатил Иова, и как, по молитве его за друзей своих, Господь про­стил им грех. Когда все родственники Иова услышали об этом, то пришли к нему, ели и пили у него, удивлялись ему и дали ему каждый по одной агнице и по четыре золотых драхмы. Об нем написано, что он воскреснет с теми, ко­торых воскресит Господь. В этом и заключается все содер­жание книги Иова.

Книга Премудрости Соломоновой.

Эта книга называется Премудростью Соломоновою потому, что, как говорят, она написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе; также о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием; еще говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершенных Богом для израильтян пред лицом врагов их. Таково содержаще этой книги; а порядок изложения сле­дующий. В начале — побуждение праведника к благочестию и обличение богохульного нечестивца. Не подражай, говорит Премудрый, противникам Христа, которые обречены на смерть. Нечестивые дошли до того, что распяли Господа славы, пред­почитая Ему настоящий век, и апостолов гнали и предали смерти. Говорится, что одни будут пренебрегать законом Госпо­дним, а другие — повиноваться ему. И что при всем множестве не почитающих Христа Бог не пощадит их, потому что Бог хранит одного только пра­ведника, верующего во Христа, хотя бы он умер в юности: не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется (Прем.4:8). Хотя нечести­вый и презирает смерть верующих во Христа, но они из­браны Христом. Нечестивые же будут преданы бесславной погибели, и гонители рабов Христовых подвергнутся великому осуждению на суде, увидев славу Христа и их, себя же видя обреченными на мучение. Говорится, что богатство соединяется у нас с гордостью; также о том, какой гнев Божий постиг­нет не почитающих Христа. Далее увещание начальникам израильским, чтобы они веровали во Христа, или лучше — наставление предстоятелям вселенской Церкви о том, как они должны управлять после Его отшествия. Говорится, что такое Премудрость — Сын Божий, и как Слово стало плотию и обитало с нами. Я, говорит Он, человек смертный, подобный всем вскормлен в пеленах и заботах (Прем.7: 1-4). О Христе же говорится и далее: от премудрости Божией я получил ведение всего: в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания (Прем.7:16). Потом — какова эта премудрость и как она пришла к людям: она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков (ст. 27). Эту премудрость, говорит, я и возлюбил от юности моей и получил от нее все блага телес­ные и духовные. Познав величие премудрости, я просил Го­спода, чтобы мне дан был Дух Святой, просвещающий меня в ней. Он и был послан, чтобы содействовать мне:  помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны (Прем.9:14). Далее —

Затем — о поклоняющихся стихиям, о жабах, осах, мышах, саранче, мошках, змеях; о почитателях идолов, сделанных из золота и серебра, или камней, или дерева; о том, что чрез древо (креста) — спасение верующим; о тех, которые делают или украшают идолов; о всяком зле от идолослужения; о нечестивом бого­служении и о том, сколько в нем зла; о горшечниках и глиняных идолах; о всех идолах, почитаемых язычниками; о свирепых зверях, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог оказал благодеяние израильтянам, послав им вместо жаб коростелей; о том, как Он спас народ Свой от укушения змеями чрез медного змия, повешенного на кресте, а врагов их истребил змеями и мышами; как Он питал народ ангельскою пищею, доставлявшею всякое на­слаждение и приспособленною ко всякому вкусу; как Он по­слал на египтян град с огнем, для истребления идолов; как послал на египтян непроницаемую тьму со всеми ее бедствиями, тогда как святым своим явил свет в Египте и столп огненный в пустыне; как за умерщвление младенцев израильских постигли египтян смерть первенцев и потопление, а для израильтян вместо смерти первенцев да­ровано спасение кровью агнца; как в пустыне, когда умирали праведники, Аарон умилостивлял Бога молитвами и фимиа­мом, а когда гибли египтяне в Чермном море, гнев Божий был без милосердия, народ же (израильский) (перешел) не­обыкновенным путем; о том, что египтяне потерпели все это за ненависть к пришельцам, равно как и содомляне; и о том, что все стихии подчиняются божественному управлению Христа, Который настраивает их, как Ему угодно, подобно тому, как гусляр настраивает струны гуслей. Таково все содержание книги Премудрости Соломоновой, называемой сокро­вищницею всех добродетелей.

Книга Притчей Соломоновых.

Эта книга называется Притчами Соломоновыми потому, что притчи изрек и написал Соломон. Приняв царство Давида, отца своего, он просил Бога даровать ему более мудрости, не­жели богатства и побед над врагами. Получив ее и став мудрым больше всех людей, живших прежде него и после него, и сделавшись предметом удивления во всем, что делал и говорил, он изрек три тысячи притчей и пять тысяч песней, и рассуждал о всем, произрастающем из земли и о всех животных. Некоторые говорят, что он написал только три книги, именно: Притчи, Экклезиаста и Песнь Песней; а дру­гие приписывают ему и ту, которая надписывается: Премудрость и называется: сокровищница всех добродетелей, и утверждают, что и она есть подлинное его произведение. Эту книгу он над­писал: Притчи. Притчи — это мудрые изречения, как бы за­гадки, которые сами по себе представляют одно, а подразуме­вается в них нечто другое. Такого рода изречения и есть притчи. Так в Евангелии Иоанна ученики Господни, после того как Господь говорил о многом прикровенно, сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой (Ин.16:29); следовательно, в притчах говорится не ясно, а прикровенно. Так как подобных изречений весьма много в этой книге, то она и надписана: Притчи. Самое же название Притчи произошло от того, что подобные изречения писались на всяком пути для вразумления и назидания проходящих по пути; а писались они при пути потому, что на все могли хранить слова истины, чтобы люди, по крайней мере проходя и замечая написанное, вникали в это и таким образом поучались. Потому некоторые и опре­деляют их так: притча есть придорожное изречение, пере­носящее наши мысли от чего-нибудь одного ко многому. Итак, в этой книге предлагается познание премудрости и наказания, разумение словес мудрости, извития словес, уразумение правды истинной, исправление суда, и обещание — объяснять притчу и темное слово, речения премудрых и гадания (Притч.1:2-6). И дей­ствительно, здесь есть познание премудрости и наказания. Так как язычники утверждают, что они владеют мудростью, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон и на­учает истинной мудрости и знанию, чтобы кто-нибудь, увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрование язычни­ков и еретиков. Язычники, думая, что они что-либо значат и, называя себя мудрыми, обезумели (Рим.1:22). И еретики, считая себя знающими, совратились и погрешают, осудив сами себя. Мудрый же, слыша божественные изречения, сделается еще более мудрым. Кто слушает заповеди Божии и хранит их, не пренебрегая учением Господним и не увлекаясь обольще­нием, тот будет сыном мудрым, и, научившись, скоро по­лучит и познание о Боге. Так научаются мудрые! Разумение же словес мудрости есть учение о едином истинном Боге. Из язычников одни представляли Бога телесным, другие служили вместо Него идолам; также и еретики заблуждаются относи­тельно истинного Бога. Потому Соломон и предлагает истин­ное знание о Боге, называя Его неизреченным: слава Божия — облекать тайною дело (Прит.25:2). О промышлении Божием он говорит: на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15:3); еще: богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (22:2); еще: бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь (29:13); и еще: пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (5:21). О суде Его говорит: жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему (15:8); и еще: дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит (15:25). Он не только говорит о сотворении Им мира, но утверждает, что Господь творит все словом Своим и премудростью; это и есть свойство истинного Бога, что Он — Отец Сына. Так он говорит: Господь премудростью основал землю (3:19); и еще: когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время (8:26-30). Извитиями словес названы те изречения, сокрытый смысл кото­рых открывает и находит тот, кто размышляет над ними. Таковы например следующие: собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный (10:5); еще: прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля (27:25,26); и еще: когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою (23:1), и тому подобные. Уразумение правды истинной предлагается потому, что некоторые исказили слово правда. Одни называют правдою — отдавать то, что получил кто-нибудь на сохранение; а другие — воздавать злом за зло и доб­ром за добро. Но такие определения не точны. Нельзя говорить: каким образом он поступил со мною, таким и я поступлю с ним, отмщу ему тем же, чем он обидел меня. Потому Соломон и научает здесь истинной правде; истинная правда состоит в том, чтобы воздавать каждому свое. Прежде всего, чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Прит.3:9); потом почитай царя, родителям воздавай должное, и всем — подобающее. Это — один вид правды. Другой состоит в том, чтобы хранить в правде свою душу, соблюдать умеренность, и не уклоняться в не­умеренность, но подчиняться разуму, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь (2:12), и делать все обдуманно; пусть суд твой будет в помыслах твоих, так чтобы ты судил сам себя, и чтобы все желания твои были благи, потому что желание праведных есть одно добро, и желание праведников исполнится (11:23, 10:24). О гневе же он говорит: не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым: глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его (22:24; 29:11). Кто так настраивает себя и сохраняет здравыми и невредимыми действия каждой душевной способности, тот будет человеком, знающим истинную правду. Исправлять суд значит прежде всего судить справедливо, по закону Божию, как говорит он: открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего (31:8-9). Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена: иметь лицеприятие на суде — нехорошо (24:24,23). Это нужно говорить открыто; при­том, судя за что-нибудь других, нужно прилагать тот же суд и к самому себе, испытывать и самого себя, умеряя себя, когда увеличивается гнев, сдерживая, когда усиливается страсть, и, возбуждая, когда засыпает разум, такими словами: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (6:9). Кто поступает так справедливо, и бывает судьею самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? (Рим.2:21,22). Как путешественник, идущий прямою дорогою, достигает цели, так и человек, исправляющий суд, будет признан справед­ливым и мудрым. Притчами же называются изречения, пред­ставляющие в образах то, о чем говорится. В них сказанное объясняется посредством подобия. Так, по сказанию Марка, Господь говорил: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? (Мк.4:30); следовательно, притча есть подобие того, что говорится. И в другом месте Господь, сказав: Царство Небесное подобно, присовокупил: иную притчу (Мф.13:31). Таковы здесь следующие притчи: что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его (Прит.25:13); и еще: что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (ст. 14), и тому подобные. Речения премудрых — не пустые мудр­ствования, не изречения, обольщающие видом правдоподобия, но основательные; не по заказу высказанные, а дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы напр. следующие: веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает (Прит.15:13); еще: сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью (ст. 14); еще: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (10:12); и еще: кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается (13:13). Слова других людей бывают большею частью неосновательны, а слова мудрых, каковы напр., вышесказанный, истинны и во всех отношениях точны, так что невозможно противоречить им. Другие люди определяют дела по следствиям их, напр., говорят: несправедливый дурен, прелюбодей не хорош, — что всем известно; а мудрые открывают причины действий, чтобы всякий, узнав причины зол, остерегался их, и представляют как бы краткий очерк движений души. Таково напр. выше­приведенное изречение: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи, так как у сварливого распри его получают свое начало от ненависти и никто не скажет, что он любит сварливого; напротив несварливый обнаруживает признаки любви, и никто не скажет, что любя­щий сварлив. Также следующие изречения: душа ленивого желает (Прит.13:2); вспыльчивый может сделать глупость (Прит.14:17). Здесь выражается то, что душа праздного пре­дана всяким похотям, а гневливый не может правильно рас­суждать.

Та­ким образом, исследуя каждое изречение, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зла и добра, избегали худого и делали доброе. Гадания и темные слова — это изречения, сказанные так темно, что читающий их сначала скорбит, думая, что они ничего не выражают и не содержат никакой мысли, но, тщательно вникнув, откры­вает в них смысл. Таковы, напр.: у ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (Прит.30:15,16); и еще: три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (ст. 18, 19), и тому подобные загадки. Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. Вначале го­ворится о самых Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума (Прит.1:1-2); далее о том, что начало премудрости страх Господень (ст. 7); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют склад один будет у всех нас (ст. 14); что премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою (ст. 20, 22); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои (2:1), и так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости (ст. 2), и уразумееши правду и суд (ст. 9); горе ходить путями тьмы (ст. 13) от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом (ст. 14); и еще: которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих (ст. 16), чтобы тебе ходить путем добрых и держаться стезей праведников (ст. 20). Еще го­ворится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, — чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога, и не был мудрецом в глазах твоих (3:7), но почитал Господа от имения твоего (ст. 9), и не наказания Господня, сын мой, не отвергай (ст. 11), ибо кого любит Господь, того наказывает (ст. 12). Говорится о том, что блажен чело-век, нашедший премудрость; о том, что ты не должен пре­даваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может по­мочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга сво­его, потому что нечист пред Господом всякий беззаконник. Далее говорится, что Господь над кощунниками посмевается, то смиренным дает благодать (3:34); это следует слушать наставления отца: сын мой! словам моим внимай (4:20) больше всего хранимого храни сердце твое (ст. 23), и Господь же прямыми сделает пути твои (ст. 29); о том, что не должно внимать жене злой: если бы ты захотел постигнуть стезю жизни  (5:6), держи дальше от нее путь твой (ст. 8). Еще: пей воду из твоего водоема (ст. 15) источник твой да будет благословен (ст. 18). Еще: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (6:6); он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Также говорится, чтобы ты шел к пчеле и познай, как она трудолюбива (ст. 8). Доколе ты, ленивец, будешь спать? (ст. 9). Немного поспишь, немного подремлешь (ст. 10); потому внезапно наступит погибель твоя. Далее о соблюдении запове­дей отца; о том, что заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни (ст. 23); и еще: может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины (ст. 27-29). Еще: не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден (ст. 30); кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (ст. 32). Далее: чти Господа, — и укрепишься (7:1), храни заповеди мои (ст. 2), напиши их на скрижали сердца твоего (ст. 3), чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (ст. 5). Говорится чтобы ты проповедовал премудрость, потому что она становится на возвышенных местах (8:2), лучше знание, нежели отборное золото (ст. 10); и что страх Господень — ненавидеть зло (ст. 13). Еще: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (ст. 22); еще: премудрость построила себе дом (9:1); и еще: обличай мудрого, и он возлюбит тебя (ст. 8); если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие (ст. 12). Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая (ст. 13). Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (10:4); собирающий во время лета — сын разумный (ст. 5); память праведника пребудет благословенна (ст. 7); кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно (ст. 9); в устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга (ст. 13); отвергающий обличение — блуждает (ст. 17); кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп (ст. 18); для глупого преступное деяние как бы забава (ст. 23); уста праведника источают мудрость (ст. 31). Далее говорится об идолопоклонниках, которые делают идолов из золота и серебра из камней, или дерева; о том, что спасение для верующих будет чрез древо (креста); о тех, которые делают или укра­шают идолов, о зле всякого рода, происходящем от идолопоклонства, о нечестивом богослужении и о том, сколько в нем зол; о горшечнике, и глиняных идолах, о всех идолах языческого богослужения; о свирепых животных, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог благоволил послать израильтянам вместо жаб коростелей и проч.

Обозрение книги Сираха.

В этой книге говорится о страхе Божием, о том, что не должно гневаться и что должно приступать к Богу без лице­мерия, об искушениях и терпении, о почтении к родителям, о кротости, о том, что не должно исследовать глубже того, как заповедано, о милосердии и покровительстве бедным, о мудрости, о стыде вредном и полезном: много здесь го­ворится о стыде вредном. О том, что не должно преда­ваться страсти к деньгам, и думать, что мы грешил безна­казанно, хотя бы и не тотчас постигли нас наказания: Бог долготерпелив, но должно умилостивлять Его. О пустословии, о тщеславии, о выборе друзей, об учении, о полезном слушании; о том, что не должно грешить, лгать, пустословить и повторять обетов в молитве, т.е. не откладывать того, что обещано Богу.