St. John Chrysostom, Collected Works. Volume Six. Book Two

Эта книга называется Премудростью Соломоновою потому, что, как говорят, она написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе; также о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием; еще говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершенных Богом для израильтян пред лицом врагов их. Таково содержаще этой книги; а порядок изложения сле­дующий. В начале — побуждение праведника к благочестию и обличение богохульного нечестивца. Не подражай, говорит Премудрый, противникам Христа, которые обречены на смерть. Нечестивые дошли до того, что распяли Господа славы, пред­почитая Ему настоящий век, и апостолов гнали и предали смерти. Говорится, что одни будут пренебрегать законом Госпо­дним, а другие — повиноваться ему. И что при всем множестве не почитающих Христа Бог не пощадит их, потому что Бог хранит одного только пра­ведника, верующего во Христа, хотя бы он умер в юности: не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется (Прем.4:8). Хотя нечести­вый и презирает смерть верующих во Христа, но они из­браны Христом. Нечестивые же будут преданы бесславной погибели, и гонители рабов Христовых подвергнутся великому осуждению на суде, увидев славу Христа и их, себя же видя обреченными на мучение. Говорится, что богатство соединяется у нас с гордостью; также о том, какой гнев Божий постиг­нет не почитающих Христа. Далее увещание начальникам израильским, чтобы они веровали во Христа, или лучше — наставление предстоятелям вселенской Церкви о том, как они должны управлять после Его отшествия. Говорится, что такое Премудрость — Сын Божий, и как Слово стало плотию и обитало с нами. Я, говорит Он, человек смертный, подобный всем вскормлен в пеленах и заботах (Прем.7: 1-4). О Христе же говорится и далее: от премудрости Божией я получил ведение всего: в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания (Прем.7:16). Потом — какова эта премудрость и как она пришла к людям: она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков (ст. 27). Эту премудрость, говорит, я и возлюбил от юности моей и получил от нее все блага телес­ные и духовные. Познав величие премудрости, я просил Го­спода, чтобы мне дан был Дух Святой, просвещающий меня в ней. Он и был послан, чтобы содействовать мне:  помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны (Прем.9:14). Далее —

Затем — о поклоняющихся стихиям, о жабах, осах, мышах, саранче, мошках, змеях; о почитателях идолов, сделанных из золота и серебра, или камней, или дерева; о том, что чрез древо (креста) — спасение верующим; о тех, которые делают или украшают идолов; о всяком зле от идолослужения; о нечестивом бого­служении и о том, сколько в нем зла; о горшечниках и глиняных идолах; о всех идолах, почитаемых язычниками; о свирепых зверях, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог оказал благодеяние израильтянам, послав им вместо жаб коростелей; о том, как Он спас народ Свой от укушения змеями чрез медного змия, повешенного на кресте, а врагов их истребил змеями и мышами; как Он питал народ ангельскою пищею, доставлявшею всякое на­слаждение и приспособленною ко всякому вкусу; как Он по­слал на египтян град с огнем, для истребления идолов; как послал на египтян непроницаемую тьму со всеми ее бедствиями, тогда как святым своим явил свет в Египте и столп огненный в пустыне; как за умерщвление младенцев израильских постигли египтян смерть первенцев и потопление, а для израильтян вместо смерти первенцев да­ровано спасение кровью агнца; как в пустыне, когда умирали праведники, Аарон умилостивлял Бога молитвами и фимиа­мом, а когда гибли египтяне в Чермном море, гнев Божий был без милосердия, народ же (израильский) (перешел) не­обыкновенным путем; о том, что египтяне потерпели все это за ненависть к пришельцам, равно как и содомляне; и о том, что все стихии подчиняются божественному управлению Христа, Который настраивает их, как Ему угодно, подобно тому, как гусляр настраивает струны гуслей. Таково все содержание книги Премудрости Соломоновой, называемой сокро­вищницею всех добродетелей.

Книга Притчей Соломоновых.

Эта книга называется Притчами Соломоновыми потому, что притчи изрек и написал Соломон. Приняв царство Давида, отца своего, он просил Бога даровать ему более мудрости, не­жели богатства и побед над врагами. Получив ее и став мудрым больше всех людей, живших прежде него и после него, и сделавшись предметом удивления во всем, что делал и говорил, он изрек три тысячи притчей и пять тысяч песней, и рассуждал о всем, произрастающем из земли и о всех животных. Некоторые говорят, что он написал только три книги, именно: Притчи, Экклезиаста и Песнь Песней; а дру­гие приписывают ему и ту, которая надписывается: Премудрость и называется: сокровищница всех добродетелей, и утверждают, что и она есть подлинное его произведение. Эту книгу он над­писал: Притчи. Притчи — это мудрые изречения, как бы за­гадки, которые сами по себе представляют одно, а подразуме­вается в них нечто другое. Такого рода изречения и есть притчи. Так в Евангелии Иоанна ученики Господни, после того как Господь говорил о многом прикровенно, сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой (Ин.16:29); следовательно, в притчах говорится не ясно, а прикровенно. Так как подобных изречений весьма много в этой книге, то она и надписана: Притчи. Самое же название Притчи произошло от того, что подобные изречения писались на всяком пути для вразумления и назидания проходящих по пути; а писались они при пути потому, что на все могли хранить слова истины, чтобы люди, по крайней мере проходя и замечая написанное, вникали в это и таким образом поучались. Потому некоторые и опре­деляют их так: притча есть придорожное изречение, пере­носящее наши мысли от чего-нибудь одного ко многому. Итак, в этой книге предлагается познание премудрости и наказания, разумение словес мудрости, извития словес, уразумение правды истинной, исправление суда, и обещание — объяснять притчу и темное слово, речения премудрых и гадания (Притч.1:2-6). И дей­ствительно, здесь есть познание премудрости и наказания. Так как язычники утверждают, что они владеют мудростью, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон и на­учает истинной мудрости и знанию, чтобы кто-нибудь, увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрование язычни­ков и еретиков. Язычники, думая, что они что-либо значат и, называя себя мудрыми, обезумели (Рим.1:22). И еретики, считая себя знающими, совратились и погрешают, осудив сами себя. Мудрый же, слыша божественные изречения, сделается еще более мудрым. Кто слушает заповеди Божии и хранит их, не пренебрегая учением Господним и не увлекаясь обольще­нием, тот будет сыном мудрым, и, научившись, скоро по­лучит и познание о Боге. Так научаются мудрые! Разумение же словес мудрости есть учение о едином истинном Боге. Из язычников одни представляли Бога телесным, другие служили вместо Него идолам; также и еретики заблуждаются относи­тельно истинного Бога. Потому Соломон и предлагает истин­ное знание о Боге, называя Его неизреченным: слава Божия — облекать тайною дело (Прит.25:2). О промышлении Божием он говорит: на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15:3); еще: богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (22:2); еще: бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь (29:13); и еще: пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (5:21). О суде Его говорит: жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему (15:8); и еще: дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит (15:25). Он не только говорит о сотворении Им мира, но утверждает, что Господь творит все словом Своим и премудростью; это и есть свойство истинного Бога, что Он — Отец Сына. Так он говорит: Господь премудростью основал землю (3:19); и еще: когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время (8:26-30). Извитиями словес названы те изречения, сокрытый смысл кото­рых открывает и находит тот, кто размышляет над ними. Таковы например следующие: собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный (10:5); еще: прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля (27:25,26); и еще: когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою (23:1), и тому подобные. Уразумение правды истинной предлагается потому, что некоторые исказили слово правда. Одни называют правдою — отдавать то, что получил кто-нибудь на сохранение; а другие — воздавать злом за зло и доб­ром за добро. Но такие определения не точны. Нельзя говорить: каким образом он поступил со мною, таким и я поступлю с ним, отмщу ему тем же, чем он обидел меня. Потому Соломон и научает здесь истинной правде; истинная правда состоит в том, чтобы воздавать каждому свое. Прежде всего, чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Прит.3:9); потом почитай царя, родителям воздавай должное, и всем — подобающее. Это — один вид правды. Другой состоит в том, чтобы хранить в правде свою душу, соблюдать умеренность, и не уклоняться в не­умеренность, но подчиняться разуму, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь (2:12), и делать все обдуманно; пусть суд твой будет в помыслах твоих, так чтобы ты судил сам себя, и чтобы все желания твои были благи, потому что желание праведных есть одно добро, и желание праведников исполнится (11:23, 10:24). О гневе же он говорит: не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым: глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его (22:24; 29:11). Кто так настраивает себя и сохраняет здравыми и невредимыми действия каждой душевной способности, тот будет человеком, знающим истинную правду. Исправлять суд значит прежде всего судить справедливо, по закону Божию, как говорит он: открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего (31:8-9). Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена: иметь лицеприятие на суде — нехорошо (24:24,23). Это нужно говорить открыто; при­том, судя за что-нибудь других, нужно прилагать тот же суд и к самому себе, испытывать и самого себя, умеряя себя, когда увеличивается гнев, сдерживая, когда усиливается страсть, и, возбуждая, когда засыпает разум, такими словами: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (6:9). Кто поступает так справедливо, и бывает судьею самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? (Рим.2:21,22). Как путешественник, идущий прямою дорогою, достигает цели, так и человек, исправляющий суд, будет признан справед­ливым и мудрым. Притчами же называются изречения, пред­ставляющие в образах то, о чем говорится. В них сказанное объясняется посредством подобия. Так, по сказанию Марка, Господь говорил: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? (Мк.4:30); следовательно, притча есть подобие того, что говорится. И в другом месте Господь, сказав: Царство Небесное подобно, присовокупил: иную притчу (Мф.13:31). Таковы здесь следующие притчи: что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его (Прит.25:13); и еще: что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (ст. 14), и тому подобные. Речения премудрых — не пустые мудр­ствования, не изречения, обольщающие видом правдоподобия, но основательные; не по заказу высказанные, а дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы напр. следующие: веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает (Прит.15:13); еще: сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью (ст. 14); еще: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (10:12); и еще: кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается (13:13). Слова других людей бывают большею частью неосновательны, а слова мудрых, каковы напр., вышесказанный, истинны и во всех отношениях точны, так что невозможно противоречить им. Другие люди определяют дела по следствиям их, напр., говорят: несправедливый дурен, прелюбодей не хорош, — что всем известно; а мудрые открывают причины действий, чтобы всякий, узнав причины зол, остерегался их, и представляют как бы краткий очерк движений души. Таково напр. выше­приведенное изречение: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи, так как у сварливого распри его получают свое начало от ненависти и никто не скажет, что он любит сварливого; напротив несварливый обнаруживает признаки любви, и никто не скажет, что любя­щий сварлив. Также следующие изречения: душа ленивого желает (Прит.13:2); вспыльчивый может сделать глупость (Прит.14:17). Здесь выражается то, что душа праздного пре­дана всяким похотям, а гневливый не может правильно рас­суждать.

Та­ким образом, исследуя каждое изречение, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зла и добра, избегали худого и делали доброе. Гадания и темные слова — это изречения, сказанные так темно, что читающий их сначала скорбит, думая, что они ничего не выражают и не содержат никакой мысли, но, тщательно вникнув, откры­вает в них смысл. Таковы, напр.: у ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (Прит.30:15,16); и еще: три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (ст. 18, 19), и тому подобные загадки. Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. Вначале го­ворится о самых Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума (Прит.1:1-2); далее о том, что начало премудрости страх Господень (ст. 7); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют склад один будет у всех нас (ст. 14); что премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою (ст. 20, 22); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои (2:1), и так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости (ст. 2), и уразумееши правду и суд (ст. 9); горе ходить путями тьмы (ст. 13) от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом (ст. 14); и еще: которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих (ст. 16), чтобы тебе ходить путем добрых и держаться стезей праведников (ст. 20). Еще го­ворится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, — чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога, и не был мудрецом в глазах твоих (3:7), но почитал Господа от имения твоего (ст. 9), и не наказания Господня, сын мой, не отвергай (ст. 11), ибо кого любит Господь, того наказывает (ст. 12). Говорится о том, что блажен чело-век, нашедший премудрость; о том, что ты не должен пре­даваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может по­мочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга сво­его, потому что нечист пред Господом всякий беззаконник. Далее говорится, что Господь над кощунниками посмевается, то смиренным дает благодать (3:34); это следует слушать наставления отца: сын мой! словам моим внимай (4:20) больше всего хранимого храни сердце твое (ст. 23), и Господь же прямыми сделает пути твои (ст. 29); о том, что не должно внимать жене злой: если бы ты захотел постигнуть стезю жизни  (5:6), держи дальше от нее путь твой (ст. 8). Еще: пей воду из твоего водоема (ст. 15) источник твой да будет благословен (ст. 18). Еще: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (6:6); он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Также говорится, чтобы ты шел к пчеле и познай, как она трудолюбива (ст. 8). Доколе ты, ленивец, будешь спать? (ст. 9). Немного поспишь, немного подремлешь (ст. 10); потому внезапно наступит погибель твоя. Далее о соблюдении запове­дей отца; о том, что заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни (ст. 23); и еще: может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины (ст. 27-29). Еще: не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден (ст. 30); кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (ст. 32). Далее: чти Господа, — и укрепишься (7:1), храни заповеди мои (ст. 2), напиши их на скрижали сердца твоего (ст. 3), чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (ст. 5). Говорится чтобы ты проповедовал премудрость, потому что она становится на возвышенных местах (8:2), лучше знание, нежели отборное золото (ст. 10); и что страх Господень — ненавидеть зло (ст. 13). Еще: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (ст. 22); еще: премудрость построила себе дом (9:1); и еще: обличай мудрого, и он возлюбит тебя (ст. 8); если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие (ст. 12). Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая (ст. 13). Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (10:4); собирающий во время лета — сын разумный (ст. 5); память праведника пребудет благословенна (ст. 7); кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно (ст. 9); в устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга (ст. 13); отвергающий обличение — блуждает (ст. 17); кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп (ст. 18); для глупого преступное деяние как бы забава (ст. 23); уста праведника источают мудрость (ст. 31). Далее говорится об идолопоклонниках, которые делают идолов из золота и серебра из камней, или дерева; о том, что спасение для верующих будет чрез древо (креста); о тех, которые делают или укра­шают идолов, о зле всякого рода, происходящем от идолопоклонства, о нечестивом богослужении и о том, сколько в нем зол; о горшечнике, и глиняных идолах, о всех идолах языческого богослужения; о свирепых животных, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог благоволил послать израильтянам вместо жаб коростелей и проч.

Обозрение книги Сираха.

В этой книге говорится о страхе Божием, о том, что не должно гневаться и что должно приступать к Богу без лице­мерия, об искушениях и терпении, о почтении к родителям, о кротости, о том, что не должно исследовать глубже того, как заповедано, о милосердии и покровительстве бедным, о мудрости, о стыде вредном и полезном: много здесь го­ворится о стыде вредном. О том, что не должно преда­ваться страсти к деньгам, и думать, что мы грешил безна­казанно, хотя бы и не тотчас постигли нас наказания: Бог долготерпелив, но должно умилостивлять Его. О пустословии, о тщеславии, о выборе друзей, об учении, о полезном слушании; о том, что не должно грешить, лгать, пустословить и повторять обетов в молитве, т.е. не откладывать того, что обещано Богу.

Об угождении богатым, какое многие оказывают им, и о корыстолюбии некоторых из них. О скупых, которых называют червями, так как они не уделяют ничего другим. О приобретении мудрости и о свободе; о том, что лучше быть бездетным, нежели иметь дурных детей, и что нет ничего сокровенного для Бога. О тварях, о создании человека и о че­сти, какой он удостоен. О даровании закона, о милосердии и раскаянии, о воздержании от сладострастия, о хранении тайн, о вредном стыде глупца; о раскаянии во грехах и нелюбостяжа­тельности, о мудром и безумном, о дерзкой дочери, о невни­мательности глупого, о твердом уме, о том, что не следует говорить неосторожно. О сокрушении во грехах, о том, чтобы не клясться, о мудрости. О жене злой и доброй, о купцах, о тех, которые выдают тайны; о тех, которые в лицо хвалят, а потом насмехаются; о прощении ближнему прегрешений его; о коварном языке, о том, чтобы давать в долг ближнему не получая процентов, и снабжать нуждающегося; о тщатель­ном воспитании детей, о рабах, о животных, о снах. О бо­ящихся Бога, о жертвах неправедных, о приношениях пра­ведных, о сребролюбии, о сластолюбии, о пьянстве. О том, что природный состав у людей один, но различие наклонностей производит то, что одни благословляются, а другие проклинаются. О врачевании, о том, что не должно слишком предаваться скорби; о том, что должно повиноваться закону и заповедям Божиим, о делах Божиих, о наказаниях, о человеческой жизни, исполненной многих бедствий и забот, о делах Божиих.

Обозрение книги пророка Исаии.

В ней содержится обличение израильтян, описание их бедствий, отвержение (Богом) жертвоприношений и призыв к лучшей жизни. Пророчество о Церкви и будущем мире. Обли­чение израильтян и будущая осада; обличение их роскоши и гордости; отвержение Израиля под образом виноградника. Про­рок укоряет начальников израильских в любостяжании и пьянстве и предсказывает опустошение; угрожает тем, кото­рые предпочитают ложных пророков истинным. Нашествие врагов. Пророк видит видение, в котором были очищены уста его. Царь сирийский вместе с израильтянами идет вой­ною на Иерусалим, и Исаия пророчествует о Христе, об опу­стошении Иерусалима и о нашествии Навуходоносора. Пророчество о верующих во Христа. О силе, гордости и погибели царя ассирийского. О верующих во Христа; о рождении Христа по плоти; о кротости верующих в Него. Пророк предсказывает о погибели Вавилона и иноплеменников. Погибель моавитян. Пророчество о Христе. Погибель Дамаска; бедствия израильтян и спасение их. Погибель Египта. Пророк иносказательным образом предсказывает народам, которые не веруют в Го­спода, бедствия и истребление их нечестия. Исаия получает по­веление ходить нагим. Война мидян и вавилонян против Идумеи и Аравии. Последняя осада Иерусалима Навуходоносо­ром. Предсказание Сомнану, строителю дома, о его погибели. Строи­тели дома, т.е. хранители имущества в храме, были из свя­щенников (Ис.22:15). Погибель Тира, и затем спасение его, и иносказательное пророчество о церквах. Погибель Вавилона от мидян и благодарность за нее Богу от пророка. Пророче- ство о верующих во Христа; о погибели диавола от Христа, о пришествии Христа во плоти; о вере во Христа. Пророк уко­ряет израильтян за то, что они, оставив надежду на Бога, возложили ее на египтян, и предсказывает им бедствия, а потом — благополучие. Здесь же содержится пророчество о Цер­кви Христовой, об обращении язычников ко Христу и об опу­стошении Иерусалима. Сказание о Церкви, которое в букваль­ном смысле относится к Идумее и Иерусалиму, но в пере­носном смысле — к отвержению иудеев и благоденствию Цер­кви Христовой. О делах Сеннахирима. Пророчество об Иоанне Предтече и о верующих во Христа. Изображение силы Божией; обличение израильтян за идолопоклонство и напоминание об оказанных народу благодеяниях Божиих. Об устройстве Церкви и о бессилии идолов. Пророчество о Христе и о верую­щих в Него. Пророк укоряет израильтян за грехи и гово­рит, что за непослушание их посланы на них бедствия. О вере во Христа; о том, что Бог оставит народ без жертвоприношений и не будет требовать служения посредством жертв. Пророчество о верующих во Христа. Обличение бесси-лия идолов и изображение силы Божией. Погибель Вавилона; обличение жестокосердия иудеев и пророчество о благоприятных обстоятельствах. Пророчество о Христе и утешение Иерусалима. Пророчество о Христе и апостолах. О рождении Христа по плоти, о страдании Его, воскресении и о множестве верующих в Него. Пророчество о Христе и вместе об израильтянах по буквальному смыслу, а по переносному смыслу — о верующих во Христа. Осуждение иудеев за идолослужение, отвержение по­ста их и указание на другой лучший пост. Далее обличение коварных дел их и замыслов, и пророчество о верующих во Христа. Пророчество о Христе, и об исцелениях души и тела, совершенных Им; об апостолах и прочих верую­щих в Него. О страдании Его. Исповедание пророка, как бы от лица народа, и обличение Господом неверия иудеев; при­нятие верующих в Него, и осуждение идолопоклонства иудеев. О верующих в Господа нашего Иисуса Христа из иудеев. Осуждение неверующих в будущую жизнь.

Обозрение книги пророка Иеремии.

В ней содержится предсказание израильтянам будущих бедствий от Навуходоносора. Обличение идолопоклонства израильтян и напоминание о благодеяниях Божиих им, и о бедствиях, которые они потерпели за то, что положились на египтян. Обличение бессилия идолов и осуждение самих израиль­тян за принесение в жертву людей, Обличение израильтян и указание на тяжесть, в сравнении с их преступлениями, пре­ступлений иудеев; предсказание израильтянам благоприятных обстоятельств, если они обратятся к Богу, и исповедание про­рока, как бы от лица народа. Нашествие вавилонян, плач пророка о будущем опустошении, и описание самого опустоше­ния. Порицания народу за то, что среди него не оказалось никого столь праведного, чтобы остановить гнев Божий, и обличение нечестия народа. О том, что Иерусалим будет разрушен Навуходоносором не до основания. Нашествие вавилонян и осуж­дение непослушания израильтян, не хотевших слушать про­рока. Обличение лжепроков, обольщавших народ, потому что когда Иеремия говорил, что будет война, — они говорили: нет, будет мир. Отвержение жертвоприношений, нашествие царя ва­вилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог уве­щевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как из­раильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предска­зание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о не­честии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных серд­цем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и пред­сказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии мо­литься о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предска­зывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог от­вергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иере­мия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умер­ших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предре­кает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посы­лается в дом горшечника. Иногда Я скажу, говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его: но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, не искореню. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер.18:7-10). Эта глава полезна для обличения иудеев, когда они станут говорить, что Бог обе­щал им блага, потому что они, не уверовав в Господа на­шего Иисуса Христа, сами сделались виновниками своих бед­ствий. Далее пророк предсказывает о кознях иудеев против него и молится о наказании их за то, что они воздали злом за добро. Иеремия получает повеление взять глиняный сосуд и, засвидетельствовав злодеяния народа, разбить сосуд пред его глазами и сказать: так сокрушится Иерусалим! Когда Пас-хор посадил Иеремию в колоду, пророк предсказывает ему ожидающие его бедствия (Иер.20). Потом, негодует не по­рицающих его, молится о наказании их и проклинает день своего рождения. Царь Седекия посылает узнать от Иеремии, отступит ли от него Навуходоносор; а Иеремия говорит, что сам Бог будет воевать против иудеев и царя Седекии; если же народ захочет добровольно предаться Навуходоносору, то спасется, и царь не погибнет, если, оставив свое нечестие, за­хочет внимать повелениям Божиим. Пророчество против Иоакима и Иехонии и пастырей, и осуждение лжепророков. Иере­мия предсказывает иудеям благоприятные обстоятельства, на­роду, оставшемуся в Иерусалиме с Седекиею, предвозвещает под образом смокв нашествие Навуходоносора, и всем на­родам предвозвещает погибель под образом чаши. Пред­сказывает о разрушении Иерусалима. Священники берут Иере­мию и обрекают на смерть, но он избегает опасности. Про­рок получает повеление наложить на себя оковы и сказать по­слам иноплеменников, чтобы они советовали царям своим покориться Навуходоносору, потому что Бог угрожает смер­тью тем, которые не покорятся ему. Такое же увещание он предлагает и Седекии, и народу, и священникам. Но лжепро­рок Анания говорит против пророка Иеремии, утверждая, что священные сосуды будут возвращены, равно как и Иехония, сын Иоакима, брата Седекии. И сокрушил ярмо пророка. По­тому Иеремия посылается возвестить ему смерть в том же году, что и исполнилось. Иеремия предсказывает бедствия лжепроро- кам в Вавилоне, а народу продолжительный плен и буду­щее возвращение из плена. На это вознегодовал Самей и уко­рял священника за то, что он не запретил Иеремии произно­сить такие предсказания. Потому Бог угрожает Самею поги­белью. Далее утешительная речь к израильтянам. Иеремия указывает время, когда они возвратятся из Вавилона. Это было время Пасхи (Иер.31:8); и у Ездры можно видеть, что они возвратились в праздник опресноков. Таким образом, иудеи явно обличаются в заблуждении, потому что они еще ожидают описанных в этом месте благ, которые уже осуществились. Далее пророчество об убитых Иродом младенцах. Пророчество о новом завете. Иудеи до сих пор еще ожидают опи­санного в этом месте восстановления города, между тем оно уже совершилось тогда, когда они возвратились из Вавилона. Иеремия получает повеление купить поле своего дяди, и, купив, говорит: город предан, а Ты повелеваешь купить поле? Бог отвечает ему: настоящие бедствия посылаются за грехи народа, но настанет время, когда город снова населится. Иеремия пред­сказывает Седекии, что он будет взят в плен, и обли­чает тех, которые, отпустив на свободу рабов, снова пора­ботили их, и угрожает великими бедствиями. Он повеле­вает сыновьям Ионадава построить дом; но они отказываются. Иеремия получает повеление написать все, что он пророчество-вал об израильтянах, для того, чтобы иудеи, услышав снова об ожидающих их бедствиях, убоялись хотя этого. Он по­ручает сделать это Варуху; и он сделал. Написавши, он прочитал иудеям. Когда услышали об этом начальники, то донесли царю Иоакиму. Тот, взяв книгу, сжег ее. Тогда Иере­мия получает повеление написать другую такую же книгу, и предсказывает царю бедствия за такой дерзкий поступок. Про­рочествует о взятии Иерусалима. Иеремию берут и заключают в темницу; когда он был вызван оттуда Седекиею, то гово­рит ему, что он будет взят в плен, и просит о себе, чтобы его не отсылали снова в темницу. Но начальники схва­тили его и бросили в грязный ров. Его вывел оттуда Авде­мелех. Когда царь опять позвал его к себе, пророк пред­сказывает ему спасение, если он захочет добровольно выйти к врагам; а если не захочет, то погибнет весь город и его самого постигнут великие бедствия. Так как царь не согла­сился выйти, то неприятель пришел, и город был взят с Седекиею. Вельможи Навуходоносора отнеслись к Иеремии благо­склонно. Авдемелеху пророк предсказывает спасение. Полу­чив от архимагира позволение идти, куда угодно, Иеремия идет к Годолии, которого Навуходоносор поставил начальником над оставшимися в Иудее. К Годолии собрались рассеяв­шиеся по селам иудеи. Измаил убивает Годолию и некоторых других и взяв с собою народ, собравшийся к Годолии, ухо­дит в страну аммонитскую. Когда же увидел его Иоаннан, один из начальников, преданных Годолии, то Измаил убежал только с восемью человеками, и начальство над наро­дом принял Иоаннан. Иеремию просили, чтобы он помолился о них Богу; он советовал им не ходить в Египет, потому что Бог угрожает смертью, если они переселятся туда, но не убедил их. Когда они дошли до Тафнаса, Иеремия убеждает их не покланяться идолам. Так как они противоречили, то он предвозвещает им великую гибель и царю египетскому предсказывает погибель Египта; говорит также о погибели и других иноплеменников, моавитян, аммонитян и идумеев, Дамаска и Елама, о погибели Вавилона и возвращении иудеев оттуда. Говорит, как взят был Иерусалим и как после бесчестия была оказана честь Иоакиму, который добровольно сдался Навуходоносору с своею матерью.

Обозрение книги пророка Иезекииля.

            Пророк созерцает видение херувимов и получает от Бога повеление говорить израильтянам. Переносится Духом к пленникам и побуждается Богом безбоязненно и усердно воз­вещать нечестивым и праведным путь к жизни и напоми­нать заповеди Божии. Получает повеление затвориться в доме и предвозвестить осаду Иерусалима под образом кирпича и сковороды. Также получает повеление проспать известное число дней на одном боку и тем возвестить предстоящие народу бед­ствия в плену. Предсказывает под образом хлебов, приго­товленных на коровьем помете, и посредством разделения своих волос — смерть и рассеяние народа. К этому присоеди­няет предсказание об опустошении города и истреблении идо-лов. Созерцает беззакония и идолослужение народа. Затем го­ворит о доживших до погибели города. Опять видит херуви­мов и предсказывает бедствия городу. Говорит о верующих во Христа. Затем предсказывает пленение народа при Седе­кии и ослепление самого Седекии Навуходоносором. Говорит, что эти бедствия постигнут их не спустя долгое время, но скоро. Угрожает лжепророкам, и бедствия, каким подверг­нется народ, называет неотвратимыми, так что ни Иов, ни Даниил, ни Ной не могут спасти сынов его. Возвещает окон­чательную погибель иудеев под образом виноградной лозы. Изображает первоначальное безобразие народа, пока Бог не сделал его Своим, и красоту народа после того, как Бог сделал его Своим; затем — его идолослужение и постигший его за то плен. Показывает глубину его беззаконий, чрез срав­нение с Содомом и Самариею, хотя беззакония эти и сами по себе велики. Блага же, которые он предсказывает, в словах: Я восстановлю союз Мой с тобою (Иез.16:62), можно относить к верующим во Христа. Предсказывает нашествие Навуходоно­сора. Отвечает тем, которые говорили: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез.18:2). О матери царя Се­декии. Говорит старейшинам о беззакониях отцов их. Слова: на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, — говорит Господь Бог, — там будет служить Мне весь дом Израилев, — весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими (20:40). Эти слова можно относить к верующим во Христа. Пророчество о Фемане, об Израиле и сынах Аммона. Изобра­жаются беззакония и грехи Израиля, и священников, и началь­ников, и лжепророков. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (22:30). Об идолопоклонстве народа израильского в Египте и в по­следующее время и о бедствиях; о том, что им не позволено будет даже плакать о приключающихся бедствиях. Говорит против аммонитян, и идумеев, и других иноплеменников, и Сора, под именем которого разумеют Тир. Предсказывает великие бедствия властителю Тира и Сидона, Египту и царю египетскому. Угрожает стражу народному, если он не будет предвозвещать народу, для которого поставлен стражем, о на­сылаемых от Бога бедствиях. Говорит, что нечестивый не погибнет за прежние беззакония, если обратится и станет де­лать угодное Богу, а праведный не спасется за прежние правед­ные дела, если, изменившись, сделается нечестивым и непра­ведным. К пророку пришел некто с известием, что Иеру­салим взят; при этом пророк обвиняет иудеев за то, что они не внимают предсказаниям пророков. Пророчествует и против пастырей израильтян и обещает, что им дан будет один пастырь, что и сбылось при Зоровавеле; между тем бес-стыдные иудеи утверждают, что и этого еще не было; но это сбылось, как я сказал, при Зоровавеле. Пророчествует про- тив идумеев и возвещает израильтянам благоприятные об­стоятельства, которые Бог обещает иудеям не потому, чтобы они были достойны, но чтобы имя Его не бесчестилось. Пророк приводится на поле и произносит пророчество над сухими ко­стями. Пророчествует и о Зоровавеле, что он один будет начальником иудеев. Это можно разуметь и о Господе нашем Иисусе Христе. Пророчествует о Гоге и Магоге, которые напа­дут на иудеев, по возвращении их из Вавилона, но будут побеждены. Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви, и о диаволе, и о гонениях, которые в разное время воздвигаемы были нечестивыми царями. Предсказывает о построении храма и восстановлении законного богослужения, чего также еще ожидают иудеи; но это сбылось при Ездре и Зоро­вавеле. Предсказывает о построении города и о воде, которая мало-помалу вытекает и прибывает; все это можно относить к обращающимся ко Христу, которые были мертвы, прежде нежели уверовали, и ожили, когда уверовали.