Слова. Том I - "С болью и любовью о современном человеке"

- Знаешь, в чем тут дело? У людей нет покаяния, и поэтому Бог не слышит молитвы праведников. Если прогневав Бога, мы признаем свою вину, это совсем другое дело - тогда Бог умилостивляется над нами и нам помогает. Но если человек не признаёт, что он прогневал Бога, и продолжает дудеть в свою дуду, то как Бог услышит молитвы праведных? Для того, чтобы Бог простил человека, совершившего какой-то проступок, он должен этот проступок осознать. А кроме того, если погрешности совершают люди духовные, то смягчающих вину обстоятельств у них нет. "О на́ших гресе́х и о людски́х неве́дениях" [2] - говорится в одной молитве. Если проступки несчастных мирских людей - это "неведения", то проступки людей духовных - это уже "греси́;". Поэтому если проступок совершают духовные люди, то это не шутки. Смягчающие вину обстоятельства есть у людей мирских.

В нынешнем году [3], когда Успенским постом на Святой Горе разбушевался пожар, творилось что-то ужасное. Все самые лучшие пожарные собрались на Афоне, но никто из них не мог ничего сделать, им оставалось только смотреть на то, как бушует пламя. Самолеты пожарной охраны, казалось, только усиливали и раздували пожар еще больше. Один монастырь обнесли специальными противопожарными поясами, чтобы воспрепятствовать огню пройти через них, но огонь - наперекор всем поясам - перескочил внутрь монастыря - в архондарик - туда, где его никто не ждал. Святая Гора горела пятнадцать дней - и пятнадцатого августа [4] огонь погас сам по себе. Некоторые говорили: "А почему Матерь Божия его не погасит?" То есть, мы доходим уже до того, что начинаем хулить имя Божие. Но вот, когда через шесть дней опять начался пожар - на этот раз уже в другом месте Святой Горы, - сразу же пошел дождь и все погасил. Один пожар погас, а другой - нет. Неужели непонятно почему?

Некоторые люди, не зная действующих духовных законов, молятся с болью, но не бывают услышаны, поскольку происходящее несчастье является гневом Божиим. А другие при каком-то бедствии совсем не молятся - ни одной четки, потому что признают справедливость гнева Божия, целью которого является вразумление людей. Да подаст Бог больше просвещения нам, монахам, потому что по большей части мы - юродивые девы [5], а наши светильники наполнены водой - один только фитиль чуточку пропитан маслом. А люди мирские ждут, что мы осветим им путь, и они не будут спотыкаться!

Будем же просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние, и мы избежали Его праведного гнева. Грядущего гнева Божия нельзя избежать иначе, как покаянием и хранением Его заповедей.

Часть вторая. О современной культуре

"Культура - это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо "окультурить" еще и душу"

Глава первая. О Божией Премудрости и окружающей среде

"Вся́ прему́дростию сотвори́л еси́;..." [1]

- Геронда, можно мы разорим ласточкины гнезда? Ласточки разводят грязь, и собираются клопы.

- А ты сама можешь слепить хоть одно ласточкино гнездышко? Ах, что за красоту сотворил Бог единым лишь Своим словом! Какая гармония, какое разнообразие! Куда ни взгляни - во всем видны Божии премудрость и величие. Посмотри на небесные светила, на звезды, - с какой простотой рассыпала их Его божественная рука! Отвеса и уровня, которыми пользуются мастера, Он при этом не применял. А как отдыхает человек, глядя на звездное небо! Тогда как от выставленных в ровный ряд мирских светильников человек очень устает. С какой гармонией все устроено Богом! Посмотри-ка на леса, посаженные человеком: деревья стоят армейскими шеренгами - все равно, что роты солдат. А как восстанавливает силы человека настоящий, а не искусственный лес! Одни деревца - поменьше, другие - побольше, каждое дерево отличается от другого даже цветом. У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духов [2].

Удивительно все, что создано Богом. Взять человеческий организм - да ведь это целое предприятие. Бог премудро определил всему свое место - сердцу, печени, легким. И растения - как же премудро Он их устроил! Во время оккупации [3] мы посадили пять стремм [4] дынь и поливали их. Как-то, думая сделать лучше и очистить дыни, я обрезал у них большие листья, расположенные возле корней. Однако оказалось, что эти большие листья - своего рода "фильтры" или "почки" растений и они забирают в себя всю горечь. Ох, ну и дыни у нас тогда были! Просто язык обжигали!..

- Все-то Вы, Геронда, подмечаете!..

- Да я во всем нахожу Бога! И в растениях, и в животных - во всем. Да и как тут не удивляться! Крошечная пичужка отправляется в путешествие, достигает Африки, потом - без компаса - возвращается обратно и находит свое гнездышко! А люди - имея карты, дорожные указатели - сбиваются с пути. И ведь птицы путешествуют по небу, а не по суше - то есть зарубок после себя не оставляют. Летят в вышине, над морем! Ну скажи, пожалуйста, на чем там оставишь зарубки? А есть еще такие малые птахи, так они садятся на спины аистам - все равно что на самолеты! Настоящие авиапассажиры! Птицы, летя над морем, садятся на какой-нибудь остров и отдыхают. Однажды, живя в каливе Честного Креста, я увидел, как с востока летят птицы, похожие на воробьев, только крупнее и красивее. Их была целая стая. Но вот, четыре-пять птиц, по всей вероятности, выбились из сил и не могли лететь дальше. Тогда от стаи оторвалось еще около пятнадцати птиц, - остальные продолжали лететь, - сели на дерево вместе с уставшими птицами, посидели, немножко отдохнули, а потом все вместе взмыли в небо и продолжили полет. И первым делом они поднялись очень высоко, чтобы сориентироваться и догнать остальных. На меня произвело впечатление то, что стая не оставила уставших птиц одних, но выделила им еще пятнадцать товарищей - "группу содействия".

Насколько же красиво создал все Бог! Только посмотри на котят: какие же они пестрые! А какие у них красивые шубки! Нам, людям, стоит еще позавидовать одеянию животных! Да такой шубы не носила и сама королева! Куда ни повернись - во всем увидишь премудрость Божию. А какая красота была раньше, когда все было естественно! Вон петушок - ведь он кукарекает независимо от погоды. Стоит на одной ножке, а как только она затечет, кричит: "Кукареку!" "Прошло, - говорит, - столько-то часов". Потом встает на другую ногу, а когда затекает и она - снова: "Кукареку!" И смотри, он кукарекает в полночь, в три и в шесть часов утра. Неизменно каждые три часа. А ведь у петуха нет ни будильника, ни батареек. И заводить его тоже не нужно...