Guided Information on the Holy Scriptures, Extracted from the Works of the Holy Fathers and Teachers of the Church
О значении книги Деяний в составе новозаветного канона и ее отношении к Евангелиям И.Златоуст в одной беседе учит так: "Знаешь ли ты, почему книга Деяний читается в Церкви не после пятидесятницы, когда действительно начались деяния апостолов, а прежде, тотчас после креста и воскресения (начиная с первого дня Пасхи)? Выслушайте со вниманием. Тотчас после креста мы возвещаем воскресение Христово, а доказательством воскресения служат знамения апостольские, которые излагаются в книге Деяний. Таким образом, чем особенно подтверждается истина воскресения, то отцы и установили читать после креста и воскресения. Ты не видел Самого Воскресшего, но можешь увидеть Его при помощи чудес, которые совершались Его именем и потому служат лучшим и яснейшим доказательством воскресения. Многие спрашивают: почему Господь воскресши не явился тотчас иудеям? Если бы была надежда обратить иудеев, то Он не приминул бы сделать это; но надежды не было, ибо и воскресением Лазаря они не были побуждены к вере. Посему, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя от их взоров, а Свое воскресение показал явлением знамений. Ибо слышать слова Петра: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян.3,6) значило не меньше как и видеть Самого Воскресшего... И это величайшее знамение и дивное чудо, что люди бедные, незнатные, неученые, простые, презираемые, 12 числом, могли привлечь столько городов, племен, народов, царей, властителей, философов, риторов, словом всю землю" (И.Златоуст. Беседа 5 на надписание кн. Деяний, 5-7). "
Ибо не столько удивительно, если в сражении обнаженный не получает ран, сколько удивительно, если простой, неученый рыбарь побеждает столь сильных, несмотря ни на свою незнатность и бедность, ни на закоренелые привычки, ни на строгость предлагаемых им правил, ни на ежедневно угрожаемую смерть, ни на множество обольщенных, ни на важность обольстителей (И.Златоуст. На 1Кор. Беседа 3-я, 5). "Да и к чему призывали апостолы? Правила их нелегки, догматы трудны, а слушатели, которых надлежало убеждать, были преданы сластолюбию и всякому нечестию. Как же они убедили? Скажи мне. Как снискали общее доверие?" (И.Златоуст. Толков. на 1Кор. Беседа 6-я, 2).
Книгу деяний с особенною заботливостью истолковал св. И.Златоуст, написавший четыре беседы на одно надписание этой книги и 55 больших бесед на все ее содержание. "Многие, говорит он в предисловии к беседам, не знают даже того, что книга Деяний существует. Посему-то я рассудил заняться этим Писанием, дабы научить незнающих и не допустить, чтобы такое сокровище таилось в неизвестности. Книга сия может нам принести пользы не меньше, чем само Евангелие: такого исполнена она любомудрия и такого обилия чудес". В древних славянских рукописях новозаветных книг, при книге Деяний, так же, как и при соборных посланиях и посланиях апостола Павла, помещаются иногда предисловия Евфалия, Александрийского диакона, известного своими трудами по Св. Писанию (5 века) (См. Описание славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Стр. 320,323, 325. - Прим. авт.). Они заслуживают внимания и ныне так же, как предисловия Синопсиса, называемого Афанасьевым, предпосланные отдельным книгам Нового Завета в первопечатных славянских Библиях.
46. Подобно тому, как в чине священных книг Ветхого Завета греческой и славянской Библии за историческими книгами следуют учительные, и в чине новозаветных священных книг за историческим Пятикнижием (4 Евангелия и книга Деяний) следуют учительные книги в знаменательном количестве священного числа семи, трижды усугубленного, а именно: семь соборных посланий и удвоенного числа семи (си есть 14) посланий апостола Павла.
"Соборными посланиями называются: одно послание Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна и одно послание Иуды. Послания сии суть как бы окружные послания. Ибо упомянутые ученики Господа пишут их не к одному народу или городу, но ко всем вообще верующим" (Феофилакта толк. Соборн. посл. Предисл.). В отношении же посланий, написанных к отдельным лицам (второе и третье послания апостола Иоанна) наименование Соборное послание понималось в смысле послания, признанного за священную книгу всею Соборной Церковью. В сем последнем смысле соборными называются у отцов и другие священные книги, напр. И.Златоуст называет книгу Деяний соборною (И.Златоуст. Беседа 10-я на 2Тимоф., 1). Впрочем и послания к частным лицам скоро поступили в общее руководство всей Церкви. Самые же автографы (подлинные списки посланий, подписанные рукою самих Апостолов) хранились при апостольских кафедрах, во свидетельство верности. "Обойди апостольские Церкви, писал Тертуллиан, в которых еще и до ныне кафедры апостолов на своих стоят местах, в которых читаются автографы, руками их самих начертанные, где как бы слышится их живой голос и видятся их присутствующие лики" (Тертуллиан. О правах давности, против еретиков. Гл.36). Хотя по поводу некоторых из числа соборных посланий, как свидетельствует Евсевий историк, и были рассуждения, признавать ли их подлинными (Евсевий. Церк. Истор. Кн.3, 25; кн.6, 25), но тот же историк Евсевий говорит о Соборных апостольских посланиях в числе семи, читавшихся всенародно в церквах (Евсевий. Церк. Истор. Кн.2, гл.23). И в исчислении новозаветных книг у св. Афанасия, Григория богослова, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов показаны все семь Соборных посланий.
47. Соборное послание Иакова. "Иаков, брат Господень нарицаемый, по прозванию праведный, написал одно только послание, причисляемое к семи соборным. Егезипп, близкий ко временам апостольским, в пятой книге Толкований, повествуя об Иакове, говорит: сей от утробы матерней был свят, не пил вина и сикеры, не вкушал мяса, не стриг волос, не умащался благовониями, не носил шерстяных одежд, но одни льняные; он входил в храм и там, преклонив колена, молился за народ столь много, что кожа на его коленях казалась приняла жесткость кожи верблюжьей. Иосиф в двадцатой книге "Древностей" и Климент в седьмой главе "Наставлений" говорят, что по смерти Феста Анан, молодой иудейский первосвященник, воспользовавшись безначалием, созвал народное собрание и потребовал всенародно от Иакова, чтобы он отрекся от Христа, и когда он воспротивился сему, повелел побить его камнями. Потом, когда он, низвергнутый с крала храма, с преломленными голенями, уже полумертвый, еще молился: Господи, отпусти им, то был поражен в голову древом белильным, которым выбиваются намоченные ткани, и скончался. Приняв в управление церковь Иерусалимскую, он руководил ею 30 лет, т.е. до седьмого года царствования Нерона. Погребен близ храма, с которого был низвергнут" (Иероним. О знамен. мужах, 2). "Как предстоятель Иерусалимской церкви из иудеев, апостол Иаков пишет свое послание к двенадцати коленам, находящимся в разъяснении и уверовавшим в Господа Иисуса Христа. Его послание учительное; учит же о различии искушений, показывая, какое из них происходит по попущению Божию и какое от сердца самого человека, учит, что веру надлежит являть не словом только, но и делом, и что оправдаются не слушатели закона, но его исполнители; учит относительно богатых, чтобы в церквах их не предпочитали бедным, но, напротив, вразумляли бы их в случае их гордости; дает утешение притесняемым, увещевает их долготерпеть до пришествия Судии, указывая пример в Иове; заповедует призывать к больным пресвитеров (для елеосвящения) и заботиться об обращении к истине заблудших, говоря, что в награду за сие от Бога даруется отпущение грехов" (Синопсис Афанасия и Феофилакта).
48. Соборные послания Петра первое и второе. О житии святого апостола Петра синаксарий его дня (июня 30) повествует следующими словами святого Епифания, епископа Кипрского: "Петр апостол и первый учеником, брат Андрея Первозванного, от града неславна и худа, именем Вифсаиды, сын Ионин, от племени Симеона. Проповеда первое Евангелие во Иудее, таже во Антиохии, и в Понте, и в Галатии, и в Капподокии, и Асии и Вифинии. Сниде же даже до Рима, и победи Симона волхва. Последи же, при Нероне, распят бысть на кресте стремглав (т.е. головою, обращенною к земле, так как апостол не считал себя достойным быть распятым по подобию Иисуса Христа), и тако прият конец".
Первое послание Петра написано в Вавилоне (5,13), каковым именем называется апостол в переносном смысле Рим (Евсевий. Церк. Истор. Кн.2. Гл.15). "Свое послание апостол Петр пишет, как он сам говорит, иудеям, находящимся в рассеянии и принявшим христианство. Послание его - учительное, написано утверждения ради уверовавших, и прежде всего объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, что чрез них было предъявлено и искупление кровью Его, словом все, во что самые Ангелы желают проникнуть, возвещено как им (иудеям), так и язычникам. Затем апостол убеждает тех, кому пишет, вести себя достойно призвавшего их, повелевает почитать царя, женам и мужам предписывает иметь единомыслие. Затем, после нескольких еще убеждений к добрым нравам, апостол возвещает, что Господь и аду проповедал о спасении и воскресении, что и мертвые воскреснут и, подвергшись суду плотью, живы будут благодатью воскресения. К сему присовокупляет, что конец приблизился (разумея приближавшееся падение Иерусалима) и что все должны быть готовы отдать отчет Судии, и по сем оканчивает послание".
"И второе послание Петра пишет тот же апостол к тем, которые уже уверовали. Оно есть напоминание о том, что изложено в первом послании. Узнав в откровении, что скоро последует разлучение его с телом, апостол спешит напомнить уверовавшим то учение, которым они были оглашены. И прежде всего говорит о вере, показывая, что она возвещена пророками и что пророчества о Спасителе были не от людей, а от Бога. Далее завещает не внимать обольстителям, говоря, что их постигнет погибель, каковая постигла и согрешивших ангелов. Придет, говорит он, время, когда ругатели будут обходить повсюду с обольщением, говоря, что всуе проповедуется от нас пришествие Спасителя, потому что оно всегда проповедуется, а Он все не приходит. Таковых в особенности апостол завещает удаляться и не быть беспечными, полагаясь на медлительность, потому что все время как ничто пред Господом, потому что у Него и один день что тысяча лет, и тысяча лет что один день (Псал.89,5). Утверждать и показывать, что день Господень будет скоро, повелевает приготовиться к нему добрыми делами, а также с любовью принимать послания Павла и не внимать тем, которые превращают их, потому что они извращают и все Божественные Писания. Напомнив всем все сие, апостол убеждает их не уклоняться от цели веры, и сим оканчивает послание" (Синопсисы Афанасия и Феофилакта). Так как кончина Апостола Петра последовала в 67 году, в Риме, то и послание написано незадолго пред сим.
49. Соборные послания Иоанна первое, второе и третье. "Первое послание называется Иоанновым, потому что написал его евангелист Иоанн утверждения ради уверовавших в Господа. И, во-первых, как в Евангелии, так и в настоящем послании, он богословствует о Слове, показывая, что Оно всегда было в Боге, и научая, что Отец есть свет, а Слово - сияние сего света. Рассуждая о Божестве Слова, он объясняет, что таинство нашего спасения не новое, но было всегда от начала мира, а теперь только открылось в Господе, Который есть вечная жизнь и истинный Бог. Выставляет и причину Его пришествия и явления - разрушить дела дьявола и освободить нас от смерти и научить познанию Отца и Того Самого Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Обращая речь ко всякому возрасту: к детям, юношам, старцам - учит, что Бог познан, а действо дьявола побеждено, упразднившейся смерти. Прочее же, во всем послании учит о любви, заповедуя любить друг друга, потому что Христос возлюбил нас. Рассуждает о различии между страхом и любовью, между детьми Божиими и детьми дьявола, также о грехе смертном и не смертном, и о различии духов, раздельно показывая, какой дух от Бога и какой - дух заблуждения, когда надлежит признавать себя за чад Божиих и когда за чад дьявола, и о каком грехе надлежит молиться и о каком не надлежит. Кто не любит ближнего, говорит он, тот недостоин звания христианина. И единство Сына с Отцом показывает, и то, что отметаяйся Сына не имеет и Отца. Особенный признак антихриста указывается в послании таковой: он будет говорить, что Иисус не есть Христос для того, чтобы ему, льстецу, себя назвать Христом, уверив, что истинного Христа не было. Во всем послании верующие в Господа увещаваются не малодушествовать, если они ненавидимы бывают в мире, но, напротив, радоваться, ибо ненависть мира показывает, что верующие принадлежат иному небесному гражданству, а не миру. В конце послания апостол снова напоминает, что Сын Божий есть вечная жизнь и Бог истинный и что служа Ему надлежит блюсти себя от идолов" (Синопсисы Афанасия и Феофилакта). Кроме древнего предания писатель сего послания познается и по образу писания и даже по тому, что не полагает своего имени. Последняя година (2:16), в которую написано послание, означает приблизившееся уже время последнего разрушения Иерусалима и храма.
"Второе послание пишет апостол-старец некоей избранной госпоже и чадам ее. Вина же послания есть сия. Апостол видел, что дети госпожи той хорошо живут по вере, но что и они находятся в опасности от многих ходивших всюду обольстителей, говоривших, что пришествия Христова во плоти не было. Чтобы предостеречь их от таковых людей, апостол пишет сие послание, и прежде всего хвалит детей сей госпожи за то, что они хорошо ведут себя; потом учит, что таинство веры нашей не новое, снова убеждает к любви и к тому, чтобы они пребывали в учении, от него им преподанному; наконец учит, что кто говорит, будто Христос не пришел во плоти, тот антихрист, заповедует не принимать таких людей в дом и даже не приветствовать их". "На основании последних слов послания: целуют тя чада сестры твоея избранныя, некоторые утверждают, что под женщиной, к которой написано послание, разумеется Церковь. С тем, кто так думает, я нисколько не спорю" (Синопсия Афанасия. Толков. Феофилакта). Имя старца, под которым писатель послания скрыл себя, может быть , от врагов своих, означает возраст писателя, который, по указанию Иринея (Против ересей. 1,13), есть никто иной, как апостол Иоанн Богослов. Написано второе послание Иоанново вскоре после первого.
"Третье послание Иоанново послано было к некоему Гаию. Апостол хвалит Гаия за его гостеприимство, всеми засвидетельствованное, и убеждает оставаться в том же расположении, - принимать и провождать братию. Напротив, укоряет некоего Диотрефа, который ни сам не приемлет братию, и хотящим возбраняет помогать бедным. Упоминает еще с похвальбою о третьем лице - некоем Димитрии" (Синопсисы Афанасия и Феофилакта). И это послание пишет тот же старец, который написал и второе послание, как это явно из сравнения начальных слов того и другого послания. Гаий, которому послание было написано, может быть есть бывший некогда спутник Павла (Деян.19:29).
50. Послание Иуды. "Как показывает надписание послания, оно написано Иудою к уже уверовавшим во Христа (из иудеев и язычников). Побуждение к написанию было следующее. Явились люди, которые учили, что грех безразличен и отметались Господа. Утверждая в виду этого братию, апостол, прежде всего, убеждает их подвизаться и пребывать в возвещенной им вере, потом опровергает лжеучителей как обманщиков, заповедуя верующим не иметь с ними общения; внушает, что для спасения недостаточно быть только призванным, но надлежит еще ходить достойно призвания. Ибо хотя в древности Господь и вывел народ Свой из Египта, но погубил его, когда он не устоял в своей вере; не пощадил Господь и ангелов, не соблюдших своего чина. Поэтому должно удаляться от лжеучителей, ибо и Михаил Архангел не потерпел хулы дьявола. Таковые, учит апостол, погибнут как садомляне. Потом убеждает к добрым нравам и молитвою к Господу об утверждении верующих оканчивает послание" (Синопсис Афанасия и Феофилакта тож). Писатель послания был Иуда, один из двенадцати апостолов. Синаксарий дня его памяти приводит о нем следующие слова Епифания Кипрского: "Иуда Иаковль, именованный от Луки и во Евангелии и в Деяниях, от Матфея же и Марка Фаддей и Левий нареченный, брат же сый по плоти Господа нашего Иисуса Христа; сей проповеда Евангелие в Месопотамии, последи успе в стране Арарат, повешен на древе и сострелян от неверных".
51. Четырнадцать посланий апостола Павла. Синаксарий июня, 29 дня, так прославляет память апостола Павла: "Павел апостол и верховный апостолом, превосходя всех апостолов в Божественной ревности по вере яже во Христе. Проповеда Христа от Иерусалима даже до Иллирика, и пришед в Рим, мечем усечен бысть повелением Нерона. Иустин бо, Ириней и инии древнии хронографе достоверно глаголют, яко единым летом прежде скончания св. Павла, распят бысть апостол Петр. И св. Софроний, патриарх иерусалимский, в житии св. апостола пишет и о Павле, яко в оньже день распят бысть апостол Петр, в тойже день, в другое лето, усечен бысть апостол Павел, в день 29 июня. Никифор Каллист (Церк. Истор. Кн.2. Гл.44) написа: Павел сосуд избранный ниже между двунадесятью ниже между седмидесятью счисляем, но во всех той есть и пред всеми и со всеми, зане от небес зван есть и выше всех, паче же в проповеди Евангелия Божественного трудися".