Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ Иоанна. Когда братия знают - не будет на тебе вины пойти или побыть в своей келлии, только посещай больных.

Вопрос 332. Если скупость беспокоит меня в то время, как выдаю кому-либо нужное ему, так что не могу и дать ему, - то дать ли ему менее того, сколько ему нужно, или постараться выдать не менее надлежащего. Также если, стыдясь, как бы из человекоугодия или тщеславия, по внушению помысла, я хочу дать больше, - то дать ли мне, вопреки моей страсти, немного меньше, или должное по заповеди?

Ответ. Если скупость препятствует дать ближнему то, что ему надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много вещей, дай несколько более надлежащего, а когда мало, дай точно, сколько следует. Бог да вразумит сердце твое, брат.

Вопрос 333. Когда вижу сосуд, нужный для больницы, и чувствую, что я имею к нему пристрастие, - то не дам ли пищи моей страсти, взяв оный?

Ответ Иоанна. Если имеешь нужду в сосуде и помысл о нем борет тебя, то скажи своему помыслу: "Он мне нужен, но зачем брать по прихоти?" Как скоро перестанет бороть тебя пристрастие, возьми его; если же не перестанет, то, когда удобно обойтись другим сосудом, не бери и подави свое пристрастие; а в случае необходимости возьми тот сосуд, укоряя себя и говоря: когда бы не вынуждала необходимость, не взял бы его, потому что победился своим похотением.

Вопрос 334. Один человек подарил мне некогда одежду, и я взял ее тогда, как бы с радостью, нимало не противореча; но, испытывая себя, нашел, что взял ее не по нужде, а более по лихоимству, и помысл говорит мне: "Возврати ее". Как повелишь мне поступить?

Ответ Иоанна. От души похвалим подарившего и от души похулим принявшего, и будем носить ее со смирением, осуждая себя, а вперед будем беречься лихоимства.

Вопрос 335, того же. Если случится, что кто-нибудь хочет дать вещь, в которой я имею нужду, но вижу, что сердце мое по страсти желает принять ее, как мне поступить: взять ли, по случаю нужды, или отказаться по причине пристрастия к ней?

Ответ Иоанна. Как о пище, так разумей и об этом. Ты знаешь, что мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, Который дал ее, и осуждая себя, как недостойных, то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение. Итак, если ты нуждаешься в какой-либо вещи и успеваешь получить, благодари Бога, помогающего тебе, и осуждай себя, как недостойного, и Бог отвратит от тебя пристрастие, ибо Ему вся возможна невозможно Ему ничтоже (Мк. 10, 27; Иов. 10, 13). Ему слава во веки, аминь [94].

Вопрос 336. Другой брат вопросил того же Старца: Поелику Господь дал заповедь любить ближнего, как самого себя, и сочувствовать ему в радости и печали, как члену собственного своего тела, а видящий его в убожестве и презревший нарушил бы любовь, хотя бы сам имел лишь одно необходимое, для себя самого недостаточное, то скажи мне, отец мой, в чем оказывается любовь?

Ответ Иоанна. Любовь к ближнему проявляется во многих видах и не одним только подаянием. Так, например: когда ты пойдешь куда-нибудь с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою, - тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо апостол говорит: друг друга честию больша себе творяще (Флп. 2, 3). Когда есть у тебя что-нибудь снедное, и видишь, что помысл твой внушает тебе съесть наедине по прихоти, без нужды, - тогда ты не любишь ближнего, как самого себя. Когда имеешь что-нибудь необходимое, едва достаточное лишь для одного тебя, и не поделишься с ближним, - и тогда ты не любишь его, как самого себя. Ежели захотим в сем случае исполнить слово Писания, оно не защитит нас, ибо это написано не об одном каком-либо человеке, а каждый человек называется нашим ближним. Как же можно исполнить то относительно всех людей, не имея что подать всем? А равно желать любить ближнего, как самого себя значит еще и следующее: когда случится потерпеть какой-нибудь убыток, и видишь, что помысл твой услаждается тем, что ближний потерпел убыток несравненно больший, чем ты, - тогда ты не любишь его, как самого себя. Также, когда видишь, что его хвалят и не сорадуешься ему, потому что тебя не похвалили с ним вместе, и не мыслишь, как бы должно было, что похвала брата моего относится также и ко мне, ибо он один из членов моих, - то и в сем случае не постарался ты возлюбить его, как самого себя; - так же и во всем остальном. Любить ближнего, как самого себя, значит также и то, что ежели услышишь нечто от отцов о пути Божием, и брат твой спросит тебя о сем, - не скрыть от него полезное, по зависти. Но, зная, что он брат тебе, скажи ему со страхом Божиим, что ты слышал, и (притом) не считай себя учителем, потому что это неполезно тебе.

Вопрос 337. Хорошо ли иметь дружбу со сверстником?

Ответ. Хорошо не иметь особенной дружбы с кем-либо из сверстников, ибо такой обычай не допускает приобрести плач; равно и с другим кем-либо, лишающим тебя плача, не имей дружбы: она принесет тебе не пользу, а скорее вред; ибо никто не может приобрести что-либо благое иначе, как с великим трудом. Обучи глаза твои не смотреть ни на кого слишком пристально и не наполнишь сердца твоего лютою дерзостью, которая погубляет все плоды инока.

Вопрос 338, того же. Когда я услышу о ком-нибудь, что он находится в брани или в болезни, и как бы сострадаю ему, то скажи мне, во первых: ужели и такое сострадание происходит от демонов, которые хотят чрез то отвлечь меня от памятования о собственных моих грехах? Потом: должен ли я поминать его в молитве, тогда как сам нахожусь еще в большей беде и больших грехах, между тем как брат тот просит меня о сем или хочет, чтобы я сказал о сем кому-либо из отцов? Не обучает ли, хотя несколько, любви и страстного человека молитва о ближнем? Как ты рассудишь о сем, отец мой?