Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ 22, Великого Старца к тому же, которым он утешает его в печали, происшедшей от различных причин, и возбуждает к духовному веселию.

Напиши брату Иоанну приветствие духовное, которое возвеселило бы сердце его о Христе Иисусе, Господе нашем, и скажи ему: зная, что ты желаешь нас (к нам в безмолвии) так же, как желает елень на источники водныя (Пс. 41, 2), но не так, как мы тебя; ибо не покрываешь (вся) (см. 1 Кор. 13, 7), как сказал божественный апостол Павел. Написал я вашей любви сии слова, сказанные мною, точнее же сказать - Богом. О, да принесет лоза твоя плод, грозд сочный, дающий вино духовное, веселящее скорбную душу, и да умножит нива твоя доброе семя, посеянное на доброй земле и принесшее плод во сто, в шестьдесят и в тридцать крат (см. Мк. 4, 20), да разгорится в сердце твоем навсегда тот духовный огонь, о котором сказал Владыка Христос: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49), да водворится мир Господень в сердце твоем (см. Кол. 3, 15), по слову апостольскому, и да возвысится финик твой в белизне своей, по слову Давида: праведник, яко финикс, процветет (Пс. 91, 13), да очистишься от гнева и раздражительности - сих лютых страстей, подобно совершенным святым, у которых вовсе не является ни на мгновенье движение их (сих страстей). Да сподобит же Господь душу твою водвориться в незлобии и кротости, чтобы сделаться тебе питомцем Христовым и агнцем незлобивым (см. Иер. 11, 19); иди по следам нашим, как благоразумный последователь; последуй правилу нашему, как добрый наследник моих дарований. Да видят очи твои Бога, как очи чистого сердцем (см. Мф. 5, 8). Будь же долготерпелив в скорбях, как достигнувший Владычнего завещания, которое говорит: в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33). Да достигнешь непобедимой любви, которая вводит приобретших ее во дворы царские и соделывает их братиями Христа. Итак, если страждешь со Христом, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17), и если умираешь с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть (см. Рим. 6, 8; Еф. 2, 6), то не будь нерадив относительно предлежащего тебе сокровища, потому что ты еще не постиг силы его, каково оно. Когда же достигнешь совершенного безмолвия, тогда познаешь оное (сокровище) и удивишься дару Христову: коль неизследовани путие Его (Рим. 11, 33). Находясь с людьми, не можешь постигнуть сего; а когда, подобно нам, будешь пребывать без попечений (в безмолвии), тогда уразумеешь сказанное. Молюсь Богу день и ночь, чтобы там, где пребываем мы единодушно, водворился и ты с нами в неизреченной радости святых и во свете вечном, да и ты получишь часть свою в обетовании, предназначенном святым: где око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Укрепляйся о Господе и радуйся, аминь.

Вопрос 23, того же к тому же Великому Старцу: Прошу тебя, отец и учитель мой, не прогневаться на меня за то, в чем погрешаю, и дать мне правило, как должно пребывать в псалмопении, посте и молитве, надобно ли наблюдать различие в днях?

Ответ. Брат! Если бы ты вникнул в слова твоих прошений, то мог бы уразуметь силу смысла, заключающегося в них. Признавая меня отцом и учителем, зачем в то же время считаешь и гневливым? Отец бывает сострадателен и отнюдь не гневлив, так же и учитель долготерпелив и чужд гнева. Относительно правила, о котором ты спрашиваешь меня (скажу тебе): ты хочешь разветвить путь, коим чрез узкие врата входят в живот вечный (Мф. 7, 1314). Христос же кратко говорит тебе, как должно войти туда. Оставь человеческие правила и послушай Сказавшего: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Если человек не имеет терпения, не войдет он в жизнь вечную. Не желай получить от меня правила, ибо я не хочу, чтобы ты был под законом, но под благодатью (Рим. 6, 14). Апостол говорит: праведнику закон не лежит (1 Тим. 1, 9), а мы желаем тебе быть в числе праведных.

Держись рассуждения, подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Когда бываешь болен, поступай во всем согласно с написанным тебе мною; и в здоровом состоянии (поступай) также; тело в болезни не может принимать пищу по обыкновению; следовательно, и при этом случае нельзя соблюсти правила. И о днях (скажу): все почитай равно святыми и добрыми. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 24. Между аввою (Серидом) и тем (аввою Иоанном) возникло сомнение касательно (одного места) из Священного Писания: (не согласясь между собою в его истолковании) каждый из них старался перенести это с терпением. Старец же послал им нижеследующий ответ, показывая, что терпение их было не чуждо смущения, и поучая их пребывать в совершенной безмятежности.

Ответ. Возлюбленный сын мой! Не подумай, чтобы вы сами собой постигли смысл вчерашней главы в Послании святого апостола Павла к Солунянам. Но я, зная суетность терпения вашего, как смешанного с гневом, помолился о вас Богу, чтобы Он дал вам постигнуть смысл той главы; потому что в ней заключается вся сила посланий, писанных мною чрез тебя брату Иоанну. Сверх того обратите внимание и на главы, которые будете читать сегодня, из послания святого апостола Павла и из Святого Евангелия, как имеющие тот же смысл, и прочтите их до трех раз, вникая в силу слов ради пользы душевной. Много терплю я и пекусь о вас по Богу: потрудитесь же со мною и вы и примите на себя подвиг, чтобы удалить от себя гнев и раздражительность, а это, при содействии Божием, требует подвига. А главы, о которых пишу я, суть следующие: из Первого послания к Солунянам от слов: молим вы, братие, знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе (1 Фес. 5, 12), до конца послания; также и из Первого послания к Коринфянам от слов: о духовных же, братие, не хощу вас не ведети. Весте, яко егда неверны бесте (1 Кор. 12, 1), и до сего: но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14, 19). Из Евангелия от Матфея, со слов: исшед Иисус виде мног народ, и милосердова о них, и исцели недужныя их (Мф. 14, 14), и до сего: сущии же в корабли пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий Сын еси (Мф. 14, 33).

Ответ 25, того же Великого Старца к тому же авве (Иоанну) и к авве (Сериду), который хотел вдруг установить строгое правило для братии.

Сын мой! И тебе говорю и брату Иоанну: прежде сего вам было уже писано о долготерпении, и теперь повторю: сбивай молоко, и будет масло; если же стиснешь руку на сосце, выйдет кровь (Притч. 30, 33). И еще святой апостол Павел говорит: бых Иудеем яко Иудей, да Иудеи приобрящу (1 Кор. 9, 20), и проч. А ниже он же говорит: всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9, 22). Если кто хочет согнуть дерево или виноградную лозу наподобие обруча, то сгибает постепенно, и они не переламываются; если же погнет вдруг и сильно, то (дерево) тотчас ломается. Разумей, что говорю.

Ответ 26, того же Великого Старца к тому же авве Иоанну, который, объявив нечто из того, что Старец заповедал ему никому не объявлять, впал чрез то в искушение; и о совершенном долготерпении.

Скажи брату: в Писании сказано: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 9). Вникни, откуда возникла в тебе борьба помыслов, утеснивших тебя скорбью, если не от измены, то есть от преступления заповеди моей. Многократно заповедовал я тебе не объявлять никому сказанного за тайну, а ты разгласил это многим. Разве я Христос, Который когда запрещал никому не говорить (о делах Его), тогда-то более и разглашали (о них) народу и всем? Путь Христа, со многою кротостью и тихостью пришедшего на спасенье людей, состоит в том, чтобы не уязвлять помыслов ближнего; и если человек не будет подобен крупице, он не может жить с людьми.

Смотри же, что сказал Христос ученикам Своим: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас (Ин. 15, 16). Итак, если любовь твою призвал к нам Бог, а не люди, то потрудись приобрести великое терпение. Повторяю тебе и прежде писанное: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Итак, положи снова начало, чтобы соблюдать и хранить (втайне) передаваемое тебе мною: ибо ныне еще не время объявлять сие. Благодушествуй о Господе.

Ответ 27, того же Великого Старца к тому же, который скорбел, что Старец долго не писал ему, и посему подумал, что он и вовсе исключил его из памяти своей.

По времени напиши брату (Иоанну) во-первых радость, веселие и приветствие о Господе, и скажи ему: не помышляй, возлюбленный мой, чтобы память о тебе совершенно изгладилась из сердца моего, но я медлил доселе писать к тебе лишь потому, что ожидал твоего обращения. Да будет же тебе известно, что как Бог наш не забывает миловать мир, так и я - любовь твою, молясь Богу ночь и день о спасении души твоей, чтобы достигнуть тебе в те меры (преуспеяния), о которых прежде написал я тебе; пойми же и то, что, когда ты идешь на служение общежитию, всякий раз, по благоволению Божию, идет с тобою и сердце мое. Итак, не смущайся ничем, брат мой! Надеюсь, что все, написанное мною, исполнится на тебе. Ибо неложен Бог, сказавший: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Подумай о том, что я сказал и что уготовано тебе: многими бо скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Радуйся же о Господе, и снова повторю: радуйся (см. Флп. 4, 4). Никому не поверяй тайны сей, ибо написано: и явишася пред ними яко лжа глаголы сии (Лк. 24, 11), поелику, кто не имеет твердого сердца, не может понести сего.