Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. Будем исправлять себя следующим образом: если знаем, что говорили однажды, победившись помыслом, то постараемся посильно удержаться в другой раз. Если же и вторично будем побеждены, то будем готовы удержать себя в третий раз и так далее, последовательно при всех беседах. Пусть даже дойдет число их и до десяти, и тогда побежденный в десяти и удержавшийся в одной - сделал лучше того, который увлекся во все десять бесед.

Вопрос 469. Если я буду находиться с людьми, которые говорят о внешнем или духовном предмете, то как мне поступить: принимать ли участие в их беседе или нет?

Ответ. Если ты будешь находиться в обществе с людьми, беседующими о мирском или духовном предмете, то дозволь и ты себе сказать что-нибудь, не заключающее в себе душевного вреда, но рассудительно, лишь для избежания от собеседников похвал, дабы они не сочли тебя за молчаливого, и ты не получишь от сего отягощения. Но когда и так поступаешь, то есть говоришь мало, берегись, чтобы не осудить их, как говорящих много, ибо ты не знаешь - может быть, и одно слово, сказанное тобою, отягощает тебя более, нежели их многие.

Вопрос 470. Отчего случается со мною, что когда говорю с кем-либо о деле, то говорю со смущением, и хотя многократно раскаиваюсь в сем, но снова и против желания моего впадаю в то же самое, а также - отчего тяготит меня уныние?

Ответ. Сие случается оттого, что сердце наше не пребывает в делании, посему и впадает в уныние и во многие другие виды зла.

Вопрос 471. Великий Старец сказал: "Пока кто ощущает смущение в помыслах, хотя на волос, то это от лукавого". Объясни мне сие.

Ответ. Когда думаешь что-нибудь сделать и видишь смущение в помысле, и после призывания имени Божия оно все еще будет оставаться, хотя бы на волос, то познай отсюда, что то (дело), которое хочешь сделать, (внушено) тебе лукавым, и не делай оного. Когда и после того, как подумаешь (сделать что-либо), нападет на тебя смущение и овладеет помыслом, и тогда не надобно делать того, о чем ты подумал, ибо ничто, делаемое со смущением, не угодно Богу. А когда кто сопротивляется смущению, то (в таком случае) отнюдь не надобно считать дело [107] вредным, но рассмотреть его, хорошо ли оно или нет, и если нехорошо, то оставить, а если хорошо, то сделать его, презирая смущение, помощью Божией.

Вопрос 472. Случается, что когда беседую с кем-нибудь, и уже после того, как начну беседу, (враг) наводит смущение, - что мне делать? Если приостановлюсь рассудить то, о чем хочу говорить, дабы уразуметь, как ты сказал, хорошо ли это или нет, - то подвергаю себя осуждению от собеседника за то, что замолчал внезапно.

Ответ. Если для тебя не будет очевидно, что в сем есть грех, то надобно продолжать беседу и потом рассудить, не сказал ли ты чего худого, и таким образом вразумлять свой помысл, осуждая себя, как говорившего худо, для того, чтобы не приложить к сему еще чего-либо, ибо Писание говорит: чадо, согрешил ли еси, не приложи ктому (Сир. 21, 1); и с того времени старайся сперва рассмотреть, о полезном ли идет разговор, и тогда уже вступай в беседу. Если же очевидно, что помысл (который хочешь высказать) заключает в себе грех, тогда и без последующего за сим смущения постарайся отсечь оный, или показывая вид, что забыл то, о чем думал сказать, или перенеся помысл к другой беседе, более полезной, чтобы не подпасть проистекающему из сего осуждению.

Вопрос 473. Ты сказал, отец мой, что прежде, чем начну беседу, должно рассмотреть помысл; как же быть, если нужда требует, чтобы я сказал слово (прежде чем успею обдумать), или если нахожусь в общей беседе, и чтобы не показаться молчаливым, хочу и я принять некоторое участие в общем разговоре и притом не вижу явного греха в том, что хочу сказать, (а напротив) мне кажется, что это хорошее или среднее. Как повелишь поступать в таком случае, когда не имею времени вполне рассудить, нет ли в сем сокровенного греха?

Ответ. Когда слово твое действительно хорошее или среднее и надобно сказать его, но притом видишь, что оно может принести тебе тщеславие или через похвалу от слушателей, или как-либо иначе, то должно предварительно утвердить помысл не принимать тщеславия. Но когда видишь, что побеждаешься им, то лучше умолчать, нежели повредить себе.

Вопрос 474. Ты объявил мне, отец мой, что все, соединенное со смущением и тщеславием, проистекает от демонов, и я благодарю Господа, просветившего меня вашим духовным учением и даровавшего грешникам, через святых Своих, познать путь жизни. Прошу теперь научить меня и тому, что такое самооправдание.

Ответ. Самооправдание есть то, что хотя и не заключает в себе самохвальства, но от греха отрекается, как видим сие на Адаме, Еве, Каине и подобных, которые, согрешивши и желая себя оправдать, отрекались от согрешения.

Вопрос 475. Случается иногда, что помысл не только влагает мне смущение, но и понуждает меня сделать или сказать что-нибудь, а иногда, наоборот, удерживает меня, когда хочу сказать или сделать что-либо, и противится, желая воспрепятствовать сему. Как же мне поступать?