Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ Иоанна. Если бы ты понуждал себя умереть для всякого человека и взять несколько смирения, то мог бы иметь покой и избавился бы от многих бед. Да смирится сердце твое пред Богом, и благодать Его заступит нас во всем.

Вопрос 503. Брат вопросил Великого Старца, говоря: я немощствую душою и телом, помолись о мне, отец мой, чтобы Господь укрепил меня благодарить Его. (Помолись) и о брате, который живет со мною, ибо и он имеет нужду в милости.

Ответ Варсонофия. Господь да укрепит тебя на всякое доброе дело, как ты просил. Вот и это дело доброе - по силе своей помогать брату, который живет с тобою. Сказавший: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49), да ввержет его в твое и мое сердце. И да увижу я тебя возрастающим, как кедры ливанские, и цветущим, как финик в раю Божием. Ибо когда будет так, то и я буду вкушать от благих твоих и буду веселиться о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 504. Отец мой, помолись о мне. И прошу тебя объяснить мне, отчего случается со мною такая слабость и при служении [111] и при рукоделии моем, а от изнеможения помысл влечет меня к тому, чтобы есть и спать.

Ответ. Относительно молитвы (скажу тебе): если, может быть, имею молитву, то не могу помолиться о моей душе более, нежели о твоей, ибо трепещу Того, Кто говорит: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Мк. 12, 31). Но я делаю по силе моей, милость же зависит от Бога, Который уже оказал нам великую милость и еще оказывает; не отрицаюсь того, что уже сказал, ибо иначе буду неблагодарен. Что касается слабости твоей, то путь сей таков: иногда человек чувствует себя так, а иногда иначе, подобно тому, как путник, идя путем гладким, встречает стремнины и горы, а после снова выходит на ровную дорогу. Но так как сказано: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), то да исполняем сие. Посему и употреблению пищи, пития и сна да предшествует благодарение. Поучайся в слове апостольском: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите (1 Кор. 10, 31), и проч.; сохраняй себя во всем, и Бог благодарения сохранит тебя. Ему слава во веки, аминь.

505. Ответ Великого Старца тому же, когда он вопросил, должно ли употреблять врачевание.

Брат! Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: "Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление". А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), - не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово (святого пророка) Илии, которое он говорил [112], и будешь в тот день без попечения.

Вопрос 506. Помолись о мне, отец мой, и скажи мне, что это значит: когда я хочу петь (псалмы или молитвы), ощущаю леность, и наиболее тогда, когда бывает холодно. И потому я уже много ночей совершаю псалмопение и молитву сидя. Боюсь, не от разленения ли это происходит. Итак, удостой меня, отец мой, вразумления и помолись, чтобы мне исполнять все, что [113] ни скажешь мне.

Ответ. Всем заповедано: молитеся друг за друга (Иак. 5, 16). А отчего происходит то, о чем ты спрашиваешь, знай, что частью примешивается сюда семя бесовское, а частью и немощь телесная. Итак, ежели ты будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу; ибо кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того не вменяется ни во что. Господь да поможет тебе, брат. Аминь.

Вопрос 507. Прошу святыню твою, отец мой, я немощен душою и телом и несколько дней уже чувствую болезнь телесную, так что бываю вынужден принимать пищу по утрам; часто употребляю я и купанье, и случается, что иногда душа моя благодарит Бога, говоря: "Он попустил на меня сию болезнь за многие грехи мои"; а иногда скорблю и говорю с малодушием: "Верно, я недостоин, как все прочие, один раз в день спокойно вкушать хлеб мой". Но опять возражает мне помысл: "Разве можно противоречить Богу? Или Он не знает всего? Разве без Него может что-нибудь случиться? Потерпи с благодарением". Прошу тебя, отец мой, ради милости Божией, помолись о мне и объясни мне, как мне поступать, чтобы не быть поглощенным печалью.

Ответ. Твоя святыня написала святыне моей помолиться о твоем боголюбии. И я, неразумный отец, прошу тебя, разумного сына, сделать то же и помолиться о мне, погубляющем дни свои в суете. Ты говоришь, что хотя однажды благодаришь Бога, а я - никогда. Но не могу промолчать и потому говорю, как думаю, что кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает его. Снеди возбраняются нам для того, чтобы (предохранить нас) от пресыщения и возбуждений телесных, а где немощь, там упраздняются их действия, потому что где немощь, там и призывание Бога. Я рассуждаю так: давать телу, по мере потребности его, действительно нужно; и благодарение в немощи избавляет человека от осуждения; ибо Бог не требует от человека того, что выше его силы. Как я думал, так и сказал. Не утверждаю, чтобы я непременно сказал истину, но объявил (лишь) то, что было у меня на сердце. Впрочем, испытай сам, и найдешь, что тебе полезно; а меня прости, никогда не могущего промолчать.

508. Тот же (брат), будучи болен и не в силах совершать свое (молитвенное) служение стоя и принимать пищу однажды (в день), просил того же Великого Старца помолиться о нем и дать ему наставление касательно сего.

Ответ. Когда евреям предлежало освободиться из рабства египетскаго, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди их непоколебимым в уповании на Всесильного Бога. Но так как близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18), то, когда Моисей взывал от сердца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: Что вопиеши ко мне? Ударь жезлом, иже в руке твоей, море, и расторгается, и внидут люди, и прославлюся в фараоне и во всей силе его (см. Исх. 14, 1517). Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда скорби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, т. е. ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его слушаяй тайная сердца (Пс. 43, 22), и исполнится слово Писания: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2). И Господь запретит морю, говоря: "Открой путь людям Моим", и тогда потонет фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищу можно и дважды (в день): вкушай ее благочинно и со страхом Божиим, и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Прошу же тебя помолиться о мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, - путем полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.

Вопрос 509. Тот же (брат), получив облегчение в болезни, вопросил того же Великого Старца: отец мой! Когда я вкушаю пищу, то очень отягощаюсь, но и поститься не могу. Тело мое слабеет, и бывает со мною пот, а нечувствие сердца и гордость удаляют от меня слезы.