Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 666. Случается, что когда я встречаюсь с иным (человеком), то смотрю на него страстно и уязвляюсь душой. Когда нужно с ним говорить, не могу взглянуть на него, а чрез то подаю ему мысль, что презираю его; и бывает так со мною, что закрываю глаза, не в состоянии будучи смотреть (на него), и скорблю, не зная, что мне делать. Помолись о мне, владыко, и преподай мне слово жизни и врачевство человеколюбия твоего.

Ответ. Любовь твоя спрашивала меня о том, что тебе случается страстно смотреть на предстоящего: это очевидно относится к браням от диавола, знай же, что и увлекаться умом - его же внушение. Ты должен вспомнить нетление и смрад естества нашего, как изменимся мы, когда будем в гробах. Но что говорить тебе об нетлении? Не должен ли ты скорее представить себе пред глаза будущий Страшный Суд Божий? Каков будет жребий так поступающих? И как возможешь ты понести великий оный стыд при обнаружении дел наших пред Ангелами и Архангелами, пред всеми людьми и пред Праведным Судиею? И как заградятся тогда уста совершающих дела сии? Убоимся Того, Который сказал: не льстите себе, яко ни блудницы, ни прелюбодее, ни малакии, ни мужеложницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 910), и: всяк иже воззрит на жену ко еже вожделети и проч., и: аще же око твое соблажняет тя, изми е (Мф. 5, 2829). Ты должен вспоминать сие и не бывать часто у тех людей, к которым чувствуешь брань сию, но и не обнаруживай им, почему ты удаляешься от них, чтобы не подать им повода к разным помыслам. А как скоро нужно будет беседовать с ними, призови святое имя Божие в помощь, говоря: "Владыко Иисусе! Покрой меня и помоги моей немощи". И не бойся: Он сокрушит лук врагов, ибо от имени Его зло становится недействительным. Вместо многого говори мало, и не давай свободы своему слуху и помыслам; но держи себя благочинно и без смущения, дабы никто не мог заметить того, что происходит. Если же чрез сие получишь и силу, то не будь смел в отношении врагов твоих, потому что они бесстыдны, и хотя и тысячи раз будут побеждены, снова приступают к борьбе. Но Бог Победитель помогает смирению человека, ради которого Он по собственной воле Своей восхотел воплотиться.

Вопрос 667. Что значит сказанное: смотри, чтобы не увлек тебя блудный помысл?

Ответ. Сие бывает не только в отношении блудной страсти, но и в других случаях. Ум подвергается сему вследствие рассеяния, и когда это случится, человек должен воззвать самого себя, говоря: "Господи! Прости меня, имени ради Твоего святаго; за нерадение мое я подвергся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией, ибо Твоя слава во веки, аминь". А признак, по которому можешь узнать такое увлечение, пусть будет тебе следующий: если кто-либо беседует (с другим), а ум его рассеивается туда и сюда, то случается, что, когда он говорит об одном, мысль его переносится к другому, вот это и есть увлечение. Также если кто-нибудь делает что-либо и перенесется мыслию к другому, то, по забвению своему, или портит дело, или сделает нечто сверх надлежащего, и это есть также увлечение. Таким же образом увлекает нас и блудный помысл. Случается, что кто-либо беседует с другим, и если враг успеет отвлечь ум от богоугодного трезвения, то, вследствие рассеяния, является в уме и блудное вожделение. И это есть также увлечение, потому что оно случилось не по размышлению или воспоминанию, но (человек) увлекся им по забвению. И такой подобен путнику, который, по причине случившейся с ним скорби, уклонится от прямого пути и очутится на другом. Но пришедши в себя, человек должен воззвать себя, по вышесказанному, и прибегнуть к милости Божией. Господь благоутробен и примет его, как блудного сына; мы знаем, с каким милосердием принял Он сего последнего. Когда же и без рассеяния оная брань возникнет в помысле, то должно трезвиться, не услаждаться такими помыслами, не медлить в них, но скорее прибегнуть к Владыке Богу.

Вопрос 668. Когда мне нужно будет поговорить с женщинами, то как мне поступить? И как говорить? Скажи мне: следует ли, под предлогом благочестия или сострадания, принимать участие в их делах?

Ответ. Во всяком случае находим, что неразумным в деле Божием вредно беседовать с женщинами. Итак, удаляйся их, сколько возможно, и не вдавайся в разговоры с женщинами, ибо сие тебе неполезно, хотя бы они были и доброй нравственности. Но так как мы еще не избавились от мира, и необходимость заставляет нас иногда беседовать с ними о делах или о чем-либо другом (необходимо нужном), то заблаговременно возьмем пример с человека, который приближается к огню, чтобы сделать нужное. Он всячески бережется, чтобы не обжечься огнем, так и мы при всех делах будем обращаться с женщинами, как бы приступая к огню, и всемерно утвердим себя в страхе Божием, чтобы, когда мы думаем получить от них пользу, мнимая польза наша не превратилась бы в великий вред. Если же Бога ради совершенно хотим миновать подобную беседу, то через другое лице исполним нужное, по мере того, как сие возможно. И не будем, как случится, смотреть на женщин. Не дадим воли глазам своим, не станем медлить в беседе с ними, ибо от сего рождается огонь вожделения, но постараемся вскоре удалиться от них, моля Бога, да спасет Он нас в тот трудный час от сети диавола, расставленной пред нами, и непрестанно будем вспоминать Бога; великая сила Его (может) покрыть немощь нашу о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 669. Другой христолюбивый муж вопросил Великого Старца: полезно ли оставить жену свою, с намерением вступить в иночество?

Ответ. Сын мой! Ты не должен оставлять ее сам, потому что нарушишь заповедь апостола, который говорит: привязался ли жене, не ищи разрешения (1 Кор. 7, 27). Если она согрешит и станет худо жить, то грех сей будет на тебе; разве только оставишь ее по согласию, посоветовавшись с нею, и ради пользы. Но предоставь сие дело Богу; и как угодно Его человеколюбию, так Он и сотворит.

Вопрос 670. Иной христолюбивый муж вопросил того же Великого Старца: что мне делать, я скоро увлекаюсь страстями?

Ответ. Не заключай с ними союза и отврати очи твои, еже не видети суеты (Пс. 118, 37), и руки твои от лихоимства, и Бог избавит тебя от них. Веди себя благопристойно, не вкушай ни пищи, ни пития до сытости, и оные страсти утихнут в тебе, и ты будешь иметь покой.

Вопрос 671. Еще один христолюбивый муж, учитель мирской мудрости, вопросил того же Великого Старца, будет ли он благополучен, получив другое, высшее достоинство? Великий Старец сказал ему:

Ответ. Не высокомудрствуй, и обрящеши благодать у Бога и у людей, и будешь весьма доволен, где бы ты ни находился.

Вопрос 672. Тот же вопросил другого Старца о том же.

Ответ Иоанна. Ныне смиренная мира сего избра Бог (1 Кор. 1, 27). Имей смирение, и Бог вскоре поможет тебе.