Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 673. Тот же просил того же Старца Иоанна помолиться об одном бесноватом.

Ответ. Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16), и Господь сказал: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Вопрос 674. Другой христолюбивый муж вопросил Старца: за грехи мои приходили в мой дом воры, однако они ничего не взяли у меня, - донести ли мне на них или оставить это без внимания?

Ответ. Если мы действительно думаем, что за грехи наши вошли к нам воры, и Бог, по человеколюбию Своему, не допустил их сделать нам зло, то почему хотим отмстить сами за себя, а не предоставить все Богу, Который говорит: Мне отмщение, Аз воздам (Рим. 12, 19)? Если мы боимся Бога, то когда видим, что они (воры) терпят что-либо, должны помочь им по силе нашей; а как мы еще не достигли сего и, желая помочь им, можем впасть в тщеславие, то не будем делать им ни зла, ни добра, но принесем благодарение Тому, Кто не по грехам нашим сотворил с нами.

Вопрос 675. А когда бы им удалось украсть у нас что-либо, то как должны бы мы были поступить?

Ответ. Совершенные не пекутся ни о чем; а те, которые находятся на второй степени, берут обратно то, что у них похищено, или терпят небольшой убыток, обращая внимание на тесноту и недостаток тех, с которых взыскивают; и сие приводит иногда к тому, чтобы поступить с безумцами по законам. Но мы должны знать, что дело сие есть отрасль сребролюбия и приносит нам вред душевный; поступающий таким образом нарушает заповедь, которая говорит: хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5, 40).

Вопрос 676. Как же, отец мой, если кто-нибудь захочет взять мою одежду, неужели я должен тотчас отдать ему оную? Сколько же найдется злых и лукавых людей, которые так готовы на это, что, если бы могли, оставили бы человека совершенно нагим.

Ответ. Не то говорит заповедь, чтобы отдавать свою одежду всякому, кто просто захочет взять ее, но хотящему судитися с тобою, - что указывает уже на отсутствие человеколюбия и желание тяжбы, от которых рождается вред душевный. В подобном случае надобно нерадеть о телесном ради душевного спасения, ибо сказано: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26).

Вопрос 677. Так как есть некоторые люди, опытные в судебных делах, и они не столько вредятся от них, как другие неопытные в оных, то не лучше ли чрез опытных людей производить сии дела?

Ответ. Хотя они и опытны в судебных делах, но мы даем им повод ко вреду и, в рассуждении худых последствий, это не менее вредно. Самим нам вести такие дела гибельно для души. Если же они подобно нам получат вред, то мы бываем причиною их вреда; грех переходит на нас, и мы терпим тот же самый вред, как сказано в Писании: подобает приити соблазном, горе же тому, егоже ради приходят (Лк. 17, 1). А когда кто-нибудь, не удовлетворяясь избавлением от зла, старается, чтобы соперники его потерпели зло, то сие хуже всего и много прогневляет Бога, Который повелел не воздавать зла за зло (Рим. 12, 17), и еще сказал: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37).

Вопрос 678. Когда нужно будет засвидетельствовать о действительном убийце: следует ли солгать, с тем, чтобы избавить его от смерти?

Ответ. Если ты ни в чем не лжешь, то не лги и в этом, ибо в Писании сказано: и нищаго да не помилуеши на суде (Исх. 23, 3). Когда не будет на то воли Божией, он (убийца) не умрет. А кто лжет в других случаях и хочет и здесь солгать, тот солжет по своему обыкновению. Творяй грех, говорит Писание, и беззаконие творит (1 Ин. 3, 4), и я не связываю себя сим [132]. Если же ты не имеешь нужды свидетельствовать о нем, то и не должно ничего говорить. Здесь полезна пословица: "За то, что скажешь: не знаю - еще не посадят в тюрьму".

Вопрос 679. У кого есть богатые должники, должен ли тот брать проценты? Если же они бедны: брать ли ему обратно деньги, которые он дал им?

Ответ. Писание говорит о праведном, что он сребра своего не даде в лихву (Пс. 14, 5). А это значит, чтобы мы обратно брали то самое, что дали.