Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответы 701–800

Вопрос 701. Некоторый христолюбивый муж, весьма воздержный и пекущийся о своей душе, послал вопросить того же Старца: как полезно человеку поступать: делать ли то, что ему самому кажется хорошим, или вопрошать у отцов?

Ответ. Кто помышляет делать что-либо хорошее от себя, а не спрашиваясь у отцов, тот не следует закону и ничего не сделал законно. А кто делает с вопросом, тот исполняет Закон и Пророков; ибо вопрошать есть знак смирения, и такой подражает Христу, Который смирил Себя, приняв зрак раба (Флп. 2, 78). Муж, живущий без совета, враг сам себе. Писание говорит: с советом вся твори (см. Сир. 32, 21). И Иоанн Колов говорит: "Если увидишь юного, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось вниз". Полезнее со смирением вопрошать, нежели идти со своеволием, ибо Сам Господь влагает в уста вопрошаемого, что сказать, ради смирения и правоты сердца вопрошающего.

Вопрос 702. Если случится быть вместе с отцами, тогда как они состязаются о вере с кем-либо из неправомудрствующих о ней, должен ли и я состязаться, или нет? Ибо помысл говорит мне: "Когда молчишь, то изменяешь вере". Также, если и между ними будет происходить подробная беседа о догматах: сказать ли мне, что знаю, или промолчать? И (наконец) как поступать, когда меня спросят?

Ответ. Никогда не состязайся о вере; Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя; но молись Богу о своих согрешениях, и в сем пусть упражняется ум твой. Берегись, чтобы в сердце своем не осудить имеющих такое собеседование, ибо ты не знаешь, право ли говорят они, или нет. - Бог будет судить оное дело. Если же будешь спрошен, скажи: "Простите меня, отцы святые, это выше меня".

Вопрос 703. А когда еретик, при состязании, словом своим приведет в недоумение православного: ужели нехорошо будет, если я посильно помогу ему, чтобы, будучи побежден, он не поколебался в православной вере?

Ответ. Вступая в беседу, ты беседуешь пред Богом и людьми, и (беседа твоя) становится как бы учительством. Но кто учит, не имея силы, слово того бывает неубедительно и бесплодно; а когда не приносишь ни малой пользы, то какая надобность и беседовать? Если же действительно желаешь оказать помощь, воззови в сердце своем к Богу, Который знает тайное и может сотворить более, чем мы просим у Него, и Он сотворит по Своей воле с состязающимися, а ты поступишь в таком деле со смирением. Если кто, например, заключит кого в темницу, несправедливо пользуясь своею властью, а другой, видя то и сам не имея силы воспрепятствовать сему или защитить сего человека, пойдет тайно и скажет оному сильнейшему, а тот, по силе своей власти, пошлет освободить заключенного, заключивший же будет смущаться, не зная, кто известил сильнейшего, - так и здесь, приступим к Богу с сердечным молением о вере и братиях наших, и Тот, Который клялся Собою, что Он всем человеком хощет спастися и в познании истины приити (1 Тим. 2, 4), сотворит и с ними по Своей воле.

Вопрос 704. Должен ли я, по крайней мере, исследовать то, о чем рассуждают, дабы, узнав это достоверно, не входить в состязания?

Ответ. Не исследывай ничего из того, чего Бог не требует от тебя, и не произноси в беседе слов, подвергающих тебя опасности, но будь доволен, как я выше сказал, исповеданием правой веры и не любопытствуй ни о чем сверх сего.

Вопрос 705. Когда беседа будет о чем-либо из Писания: промолчать ли мне или принять в ней участие? И когда (притом) случится беседующим сомневаться в чем-либо таком, что я знаю, - хорошо ли мне сказать о том или нет?

Ответ. Молчание лучше. Если же они сомневаются, и ты знаешь то, чем можно решить сомнение, то скажи со смирением, что знаешь; а когда не знаешь, то не говори ничего по своему собственному разумению [133], потому что это есть безумие.

Вопрос 706. Если беседа будет о предметах, не имеющих душевного вреда, то промолчать ли мне или принять в ней участие?

Ответ. Прежде вопроса нехорошо начинать говорить. Но когда тебя и спросят, то со смирением и страхом Божиим скажи, что знаешь, не возносясь, если слово твое будет принято, и не скорбя, если оно не будет принято, ибо таков путь Божий. И чтобы не почли тебя за молчаливого, скажи и сам что-нибудь, что знаешь, но сократи (речь свою), и ты избавишься от многословия и суетного о себе мнения.

Вопрос 707. Если кто скажет, чтобы я проклял Нестория и подобных ему еретиков, проклясть ли мне их или нет?