Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 732. Иной христолюбивый муж вопросил того же Старца: я имею с одним человеком тяжбу о деле; как повелишь мне поступить: судиться ли с ним настойчиво или оставить настойчивость и скорее отступиться (от тяжбы)?

Ответ. Постарайся, сколько можно, скорее отступиться; ибо только совершенные мужи могут не смущаться от находящих искушений; а немощный, если не поспешит избавиться от тяжбы, приходит после в раскаяние и, принужденный обвинять лишь себя самого, обращается к хулению на Бога и погубляет душу свою. Тогда исполняется на нем оное слово: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26).

Вопрос 733. Некто должен мне, и если я не уступлю ему несколько, то мы никогда не примиримся, - как повелеваешь мне поступить?

Ответ. Кто ищет мира, тот не лишается мира Божия, ибо верный в мале и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10), и: хвалится милость на суде (Иак. 2, 13). И если человек не презрит мирских выгод, он не достигнет мира Христова. Начный дело благо в вас, Той и совершит е даже до дне Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 1, 6). Молитва наша в том и должна состоять, да даст нам Бог мир, чтобы мы могли совершить дело Божие, как это и засвидетельствовано святейшим окормителем всей Церкви Апостолом Павлом (см. 2 Сол. 3,16).

Вопрос 734. Должен ли я принимать каждого странствующего инока, который приходит ко мне, не расспрашивая у него (кто он таков и откуда)? И если поспешу принять его, когда надобно отпустить его? И надобно ли подать ему что-нибудь, когда он уходит? Ибо некоторые нуждаются и в сем.

Ответ. Премудрый написал: не всякаго человека вводи в дом твой (Сир. 11, 29). Итак, когда приходит к тебе странник, помолись прежде Богу, и потом расспроси: откуда он и куда идет. И если откроется, что тебе следует принять его, то прими и, накормив, отпусти, не подавая ему ничего, потому что, если захочешь оказывать странноприимство выше своей меры, то не в силах будешь более продолжать оное.

Вопрос 735. Если же я имел к страннику доверие и удержал его у себя на несколько дней, а (между тем) сам хочу пойти куда-либо, и стыжусь просить его уйти также, чтобы он не соблазнился, или просто без особой причины хочу, чтобы он оставил меня: как поступить мне тогда?

Ответ. Скажи ему с приветливостью: "Авва, не думаешь ли пойти куда-либо?" И если скажет: "Да, я намереваюсь пойти", - ты скажи: "И я также имею надобность отлучиться из дома". Если же скажет: "Нет, я не намерен", то скажи ему: "Как же ты думаешь? Мне надобно пойти, а здесь нет никого, кто бы мог послужить тебе (в моем отсутствии)"; таким образом он уйдет с миром.

Вопрос 736. Хорошо ли убирать келейные вещи, дабы не пропало что-либо, или оставлять их на волю Божию?

Ответ. Хорошо убирать вещи не только потребные для странноприимства, но и те, которые имеются для домашнего употребления, после того, как потребность исполнена; ибо не должно подавать диаволу повода к искушению. Если же случится чему, от забвения или от лености, утратиться, то не скорби, но укори себя за леность свою и проси у Бога прощения. И да не отвратит тебя чрез это (враг) от доброго дела странноприимства, но упражняйся в нем по силе своей, а не выше силы, делая это с рассуждением и заботясь притом, чтобы не дать места искушению.

Вопрос 737. Господь сказал: блажени плачущии (Мф. 5, 4); а по слову апостола (надлежит) всегда быть радостным (см. 1 Фес. 5, 16) и для всех доступным (см. Рим. 12, 10). Скажи мне: какое дело вменяется человеку в плач и какое в то, чтобы всегда быть радостну? И можно ли обоим сим - плачу и веселости - пребывать вместе?

Ответ. Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово - благоприличную веселость.

Вопрос 738. Если друг просит меня поручиться за него, поручиться мне или нет?

Ответ. Поручительство доводит до искушения; посему если желаешь избегнуть искушения, то не бери на себя поручительства ни за кого, но свободно выскажи ему истину в таких словах: "Ты знаешь, что я люблю тебя, но я имею заповедь от отцов, которые знают, или, лучше сказать, провидели мою немощь, - не быть поручителем ни за кого; преступить же заповедь и согрешить пред Богом я боюсь". Так скажи ему, и если оскорбится, ты не беспокойся этим. Если же можешь избавиться от сего под каким-нибудь благовидным предлогом - и то хорошо, ибо может случиться, что он не пожелает взять тебя поручителем или по уважению к тебе, или по другой какой-либо причине, и тогда на твоей стороне не будет вины и, следовательно, не будет места и скорби. Если же, увлекшись, поручишься, то не вдавайся в излишнее уныние, но скажи помыслу: "Что случилось, - так тому и быть". Господь же да избавит тебя и покроет в последствиях сего дела, а ты не переставай молиться о сем Богу, и Он силен устроить дело твое (во благое) по великой Своей милости.