Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 784. Некоторые из иноверцев - люди торговые и продают товары в свои праздники: прилично ли будет покупать у них потребное для нас?

Ответ. Не неприлично, потому что все продаваемое на торгу, по слову апостола, надлежит покупать от них для своей потребности, без всякого сомнения (см. 1 Кор. 10, 25).

785. Один христолюбивый муж, учитель мирской мудрости, имея сына, который был близок к смерти, вопросил того же Старца авву Иоанна: будет ли он жив или умрет? Тот отвечал ему: "Будет жив". По слову Старца, он остался в живых. По времени, когда другой его сын был также близок к смерти, он опять пришел к Cтарцу, вопросил и об этом сыне, и Старец отвечал ему: "Мы молимся, а от Бога зависит сотворить с ним милость. Принеси волю свою в жертву Богу и благодари Его за все". Услышав сие и не уразумев сущности слова и ответа, он подумал, что сын его останется в живых. И когда возвратился к нему, застал его погруженным в видение; он видел предстоящих ему Святых Старцев, и сказал отцу своему: видишь ли ты Святых Старцев, возле нас стоящих? И как отец отвечал, что не видит никого, то он сказал ему: вон они стоят и говорят мне: "Зачем отец твой приходит и уходит, беспокоя нас прошениями, чтобы ты еще пожил в теле? Мы молились о тебе Богу, и Он изрек: уже приспело время отрешиться душе его от тела". Сказав сие отцу, он продолжал: вот, отец мой, они исхитили меня из рук какого-то сарацина, который увлекал меня, и отвели меня на место весьма светлое и неизреченно прекрасное, и там увидел я невинных детей, которые сказали мне: ради прошения отца твоего, мы помолились Богу, чтобы ты был назначен в это место; и вот они совершают соборную службу и приобщаются. Проговорив эти слова, он начал читать сию великую молитву: Отче наш, Иже еси на небесех, и: слава Отцу и Сыну и Святому так предал дух свой.

786. И отец его весьма утешился, будучи удостоверен в спасении души его. Придя к Cтарцу, он возвестил ему все и просил объяснить ему: отчего Старец не сказал ему о смерти этого сына, как сказал прежде о другом сыне, что тот останется в живых.

Старец отвечал ему так:

Я сказал тебе: отсеки волю свою ради Бога, предсказывая тебе телесную смерть сына твоего, а что я не сказал тебе прямо о сем - объяснение того заимствуй из собственного твоего дела. Вот, ты учитель мудрости мира сего и имеешь у себя учеников, и когда скажешь, чтобы кто-нибудь из них написал послание, что он напишет: то ли, что ты хочешь, или оставляет это и пишет то, что сам пожелает? Конечно, он пишет то, что ты говоришь, а не то, что ему хочется. Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно. И если желаешь увериться, что это точно так происходит, то смотри, что Сам Господь сказал ученикам Своим: не вы бо будете глаголющии, но Дух, Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20). Итак, Он говорит, как Ему угодно, а не как они хотят.

787. Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних святых отцов, что они получали от Бога все, просимое ими?

На это Старец отвечал ему: не все, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем евангельское слово, которое говорит: приступи к Нему человек глаголя: сын мой зле беснуется и приведох его многажды ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити (Мф. 17, 1416). Если же апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что святые получают все, просимое ими. Ибо и сами апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, почто мы не возмогохом изгнати его? И рече им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 19, 21).

Потом муж сей опять спросил: почему же святые не получают всего, что просят в прошениях своих?

Старец отвечал ему: Бог все делает на пользу людям, ибо Он более знает, что им полезно и благопотребно. Потому-то, что люди не знают сами полезного для них, Он и заповедал им не говорить лишнего в молитве и не просить того, чего не должно просить, сказав: весть Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6, 8). Как Бог щадит тебя, так и святых Своих. Тебя Он щадит, дабы ты не превознесся, явно получив то, чего просил; святых же, чтобы и они не превознеслись откровениями, которые явно даются им. И они не больше апостола Павла, сказавшего: и за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет (2 Кор. 12, 7). Иди, внимай себе, и помолимся Богу, да даст Он тебе сердце твердое и веру непоколебимую. Итак, не соблазняйся о святых: ибо не погрешает говорящий в них Святой Дух Божий; на них-то исполняется сказанное: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс. 142, 10). Слышав сие, он убедился о Господе и пошел, радуясь и благословляя Бога, прославляющего святых Своих.

Вопрос 788. Иной христолюбивый муж вопросил того же Старца: бешеная собака укусила моего отрока, скажи мне, умрет ли он или нет? Некоторые говорят, что укушенный собакою умирает до исполнения сорока дней.

Ответ. Не бойся, с ним не случится никакого зла. А лучше размысли, что написано: птица в сеть не впадет без Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 10, 29).

789. Услышав это, он полагал, что отрок его не умрет, но он через два дня умер. А как господин тот имел великую веру к Cтарцу и знал, что он не мог солгать, то удивлялся и не мог поверить, чтобы отрок его умер. Посему, придя к Cтарцу, вопросил его о нем, говоря: мы сомневаемся, умер ли отрок тот или жив: что ты скажешь на сие, отец мой?

Ответ. Умер.