Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Брат! На мне исполнилось чрез тебя слово Писания: людие мои, блажащии вас льстят вы (Ис. 3, 12), и прочая. Такое ублажение не допускает нам видеть гнусность дел наших: оно, как думаю, вредит и достигшим в меру (духовного преуспеяния) и отлучает от веры в Бога, Который говорит: како можете веровати в Мя, славу друг от друга приемлюще? (Ин. 5, 44). Тот, кто понимает смирение апостола, изберет скорее буйство, да будет мудр впоследствии (1 Кор. 3, 18). Ибо кто показывает себя разумным, а не более духовным, тот, удивляюсь, если избежит осуждения, назначенного за кичливость. О смиренных же сказано, что они получают благодать (1 Пет. 5, 5). Если кто говорит о сладости слов Божиих, а сам не вкушает ее, то сим он показывает, что она горька. Не горько ли слово это: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24)? А если оно сладко, то зачем отвергаем его, желая исполнить свою волю? Кто говорит, что он знает путь, ведущий в какой-либо город, и однако спрашивает о сем пути, тот или презирает его, или, насмехаясь, искушает других. Если же кто знает путь и не хочет идти по нему, то такой подвергается осуждению, как весьма нерадивый. Имел и авва Арсений разум (духовный), но не показывал его, ибо смиренномудрствуя говорил: "Хочу спастись и не знаю как". Если кто покажет брату своему путь, а сам вознерадит идти по нему, - будет виновен. Путь же сей состоит в том, чтобы проходимое и оставляемое нами позади не привлекало нас обратно, иначе явимся на том месте, из которого вышли, достойные осуждения, и труд наш будет напрасен. Кто хочет совершенно узнать путь, но не идет с знающим его совершенно, тот никогда не достигнет града (небесного). Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься. На вопрос твой об овощах (скажу): сам не ищи, а если дадут - приими и ешь, вздыхая, как повинный осуждению за сладость (пищи твоей). Если упоминаешь о святых, то подражай и совершенству их самоотвержения и растворенной делами вере их, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20); а поелику говоришь, (что желаешь жить) благообразно, то не найдешь дела благолепнее того, которое совершается с покорностью: это-то и есть послушание. Некто сказал, что сын послушливый в живот. Касательно глаз твоих (скажу): Создавший их силен и просветить их вместе с внутренними очами, которыми если видим, по слову Спасителя, то не имеем нужды в сих (телесных), как смотрящих на суету мира. Бог силен сотворить, да удостоимся и мы быть со спасающимися во славу всесвятаго имени Его. Аминь.

Ответ 62, того же Великого Старца к тому же, который спросил его вместе с другими: кто дал диаволу начальство и власть?

Если желаете знать то, что для вас вовсе не нужно, - то есть кто дал диаволу начальство и власть, то познайте это из нижеследующего и, по неразумению вашему, не считайте Бога виновником зол. Возьмите пример с самих себя: если кто из вас, по собственному произволу, уклоняется ко злу, то он властительски делает это зло и бывает судим Богом, как сделавший зло самовластно. Но кто дал ему власть? Не Бог ли? За что же Он осуждает его? - По строптивости врага не сочтите, будто бы Бог соизволяет на зло. Вовсе нет, это несправедливо! Хотя некоторые из святых и сказали (нечто подобное); но вы не вполне понимаете, в каком смысле они сказали сие. Бог не удержал диавола, не воспрепятствовал ему совершать зло; потому и сказано, что Бог дал ему начальство и власть. Познайте это из сих слов: Аз же ожесточу сердце фараоново (Исх. 7, 3; см. 10, 20). - Если так, то как же Он осуждает его? - Это говорит Он потому, что не наказал его прежде. Каждый может познать сие и из книги Иова, где повествуется, что диавол погубил его имущество и детей; рассуди же, что сказал Иов: Господь даде, Господь отъят, яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено во веки (Иов. 1, 21). Отчего Иов не именует погубившего, но Того, Кто долготерпел и мог воспрепятствовать и удержать оное зло? Рассуди также, что не почему иному сказано диаволу: се, предаю ти его (Иова) (Иов. 2, 6), как только потому, что диавол порицал Бога, называя Его виновником благодарений, воссылаемых сим праведником за благодеяния, на него излитые. - Итак, поелику Бог диавола не удержал, то и говорится, что Он как бы дал ему начальство и власть. Бог сначала вверил ему доброе начальство и, однажды дав, не отнял его; он же (диавол), принявши, отвергнул оное, и вместо того облекся в начальство злое. А как Бог не воспрепятствовал ему, то и говорится, что Он дал диаволу начальство и власть. Не сказано в Писании: "Не восхоте благословения", и Бог удалил оное от него, но: и удалится от него (Пс. 108, 17). Не почитайте же Бога виновником зол, ибо это мнение подвергнет вас осуждению, ибо (считайте, что) диавол сам себе избрал начальство над всяким злом, а Бог не воспрепятствовал ему; ибо в Писании сказано: и возлюби клятву, и приидет ему (Пс. 108, 17), а не говорится, что Бог наложил на него клятву. Итак, пребывайте непоколебимы о Господе, веруя, что Он есть Начальник жизни нашей и всего доброго, и простите меня, что я увлекся вашими детскими вопросами и оставил предлежащее совершенство. Чада! Да благословит и да умножит плоды ваши Господь Иисус Христос во имя Отца, со Святым Духом.

Толкование

Содержанием сего ответа богоносный отец весьма ясно показал, что пекущемуся о своем спасении отнюдь не следует вопрошать для приобретения только знания, ибо знание кичит (1 Кор. 8, 1), как говорит апостол; вопрошать же о страстях и о том, как должно проводить жизнь свою, то есть как спастись, весьма прилично; потому что это нужно и ведет к смирению. Смирение же есть сокращенное спасение, ибо сказано: смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114, 5). Также говорит и некто из святых: "Монах смиренномудрый не допытывается ведения тайн, а гордый испытует Божии суды" [30].

63. Между тем и надзирателю больницы, который вопросил: можно ли изучать врачебные книги? (Старец) отвечал:

Полезнее заниматься врачебными книгами, чем обращаться мыслями в страстях, потому что, (сказал Старец), мы еще не пришли в такое совершенство, чтобы вовсе избавиться от пленения страстей.

Святой отвечал обоим прилично и рассудительно; сказав же: "Простите, что я увлекся детскими вопросами", намекает или, точнее сказать, ясно показывает, что подобные вопросы поистине свойственны лишь детскому смыслу и исполнены великого неразумия, притом же и пагубной гордости.

Вопрос 64, того же к другому Cтарцу: что мне делать, отец мой, я оставил жену и детей, и теперь скорблю, что некому о них заботиться?

Ответ. В сказаниях отеческих повествуется, что некто, будучи обижен другим, пришел к Cтарцу [31] и сказал: "Меня обидел один человек, и я хочу отмстить за себя". Старец отвечал ему: "Нет, сын мой, предоставим отмщение Богу"; но когда не мог уговорить обиженного, то сказал ему: "Станем на молитву". Во время молитвы Старец начал говорить вслух: "Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас; ибо сами хотим мстить за себя". (Услышав это, брат) пришел в умиление и сказал: "Прости меня, авва, я не буду более мстить за себя". Также и я говорю тебе, брат, если мы заботимся о жене и чадах, то Бог уже не печется о них. Если же оставим сии заботы, то Бог попечется и о них и о нас. Итак, не думай о том, чтобы заботиться или молиться о них, дабы не удержать их в памяти, и не сохранилась страсть в душе твоей.

Вопрос 65, того же к тому же Cтарцу: что мне делать, ибо сильная печаль о разлуке с женою не оставляет меня?

Ответ. О муже и жене сказано: будета оба в плоть едину (Мф. 19, 5; Быт. 2, 24). Если отсечена будет какая-нибудь часть твоего тела, то все оно страдает, пока не исцелится язва, и болезнь не прекратится; так и в этом случае, как при отсечении части тела, нельзя не ощущать тебе страдания.

Ответ 66, Великого Старца к тому же, на тот же вопрос.

Если вся возможна верующему (Мк. 9, 23), то где же вера? Если ты избрал себе - быть мертвым, спроси мертвого, вожделевает ли он своей жены? И судится ли за нее, если она падет в блуд? Если ты оставил мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 22), то почему не благовествуешь царствия своего? Доколе спишь ты? Проснись и воззови с Давидом: не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (Пс. 140, 4), если ты паче всех учащих тя разумел еси (Пс. 118, 99). Лукавые демоны, влагающие помыслы в сердце твое, знают, что брань с помыслами о жене будет для тебя тяжелее (других). Как же скрылось от тебя сказанное в Писании: верен Бог, Иже не оставит нас искуситися (1 Кор. 10, 13), и проч. Если же это случается с нами по причине немощи нашей, то (надобно знать, что) никто, будучи слеп, не обвиняет солнца за то, что оно его не просветило или не помогло ему. Если веруешь по Писанию, что истает яко паучина (Пс. 38, 12) душа человека, наказываемого за беззакония, то зачем расслабевают руки твои прежде начала браней? Если Тот, Кто пребывает с нами, силен сокрушить за нас всех врагов, то для чего неверием и бездействием нашим показываем, что Он далек от нас? Если никого нет сильнее Его, и ты хвалишься, говоря: яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4), кого же боишься и трепещешь, имея с собою Сильного? Но, исполнившись любви, приими хотя несколько того небесного огня, который Владыка всяческих пришел воврещи на землю (Лк. 12, 49), и чтобы, когда враг всевает плевелы, огнь сей сжег и истребил их. Покади фимиамом, возжженным от огня сего, чтобы Господь, обоняв благоухание кадила твоего, принес оное Своему Отцу и Животворящему Духу и сотворил у тебя обитель в твоем храме, в котором ты поставил пред Ним жертву живую, святую, благоугодную Ему. - И тогда, согретый сим огнем, ты непрестанно будешь желать быть спутником, согражданином и сонаследником исполнивших сие святых (там) идеже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).