Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 73, того же к другому Cтарцу. Отец мой! Почему добрый Старец назвал келлию свою гробницею?

Ответ. Потому, что он почил от всех страстей, ибо совершенно умер греху; и келлия его, в которой он, будучи еще жив, заключился ради имени Иисусова, как во гробе, есть место упокоения, где не ходит ни демон, ни князь его диавол: она сделалась святилищем, вместивши в себе жилище Божие. Итак, все и во всем единодушно прославим Бога.

Вопрос 74, того же к тому же Cтарцу. В житиях святых повествуется, что один из них творил сто молитв, другой столько-то: должны ли и мы иметь меру в молитве, или нет? И как совершать молитвы: продолжительные ли, или произносить Отче наш и приниматься за рукоделие, и, во время занятия им, что должно делать (умом)? Также и о вечернем и ночном времени, как проводить его пребывающему наедине, и должно ли читать песни или хваления?

Ответ. Часы и песни суть церковные предания и хорошо учреждены для соглашения всех людей (в молитвах), также и в общежитиях для согласия многих. Скитяне же ни часов, ни песней не читают, но наедине упражняются в рукоделии, чтении и размышлении и, чрез несколько времени, начинают молитву. Когда же стоишь на молитве, ты должен молиться об освобождении тебя от ветхого человека, или произносить Отче наш, или и то и другое вместе, и потом сесть за рукоделие. А о том, чтобы продолжать молитву, когда стоишь на ней (скажу): если ты непрестанно молишься, по слову апостола (1 Фес. 5, 17), то не нужна продолжительность, когда встаешь на молитву; ибо ум твой весь день пребывает в ней. Когда же сидишь за рукоделием, должно читать или говорить псалмы изустно, и при конце каждого псалма молиться сидя, как например: "Боже, помилуй меня окаянного!" Если же беспокоят тебя помыслы, то прибавлять: "Боже! Ты видишь скорбь мою, помоги мне". И когда окончишь три ряда сети, встань на молитву и преклони колена, также и стоя произноси сказанную молитву. Что касается вечернего времени, то скитяне читают 12 псалмов, и на конце каждого, вместо славословия, произносят: "Аллилуиа", и читают одну молитву; также и ночью читают 12 псалмов и после псалмопения садятся за рукоделие. А кто хочет, читает наизусть псалмы; другой испытывает свои помыслы и жития святых отцов; иной же, прочитавши 5 или 8 листов, читает (псалмы), и опять берется за рукоделие. Когда же кто поет, или читает наизусть, должен произносить вслух, если только близ его нет другого, наблюдающего за ним, дабы никто не знал, что он делает.

Вопрос 75, того же к тому же Cтарцу о сне, сколько следует спать и сколько бодрствовать, и сколькими одеждами довольствоваться.

Ответ. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца, и кончив славословие, спи шесть часов, потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа. И в летнее время также, но сократи славословие и (читай) менее псалмов, по мере краткости ночей [33]. Относительно одежд: немощный, по слабости тела своего, должен иметь зимние и летние одежды; а тот, кто достиг, по слову апостола, того, чтобы алкати и жаждати и наготствовати (см. 1 Кор. 4, 11), во всякое время довольствуется одной одеждой. Впрочем, брат, не будем высокомудрствовать, а последуем смирению, и не будем роптать, имея по две или по три одежды.

Вопрос 76, того же к тому же Cтарцу. Ты сказал мне, отец мой, чтобы я бодрствовал шесть часов, но как мне узнать, что я бодрствовал шесть часов?

Ответ. Если хочешь с точностью узнать время, то усни когда-нибудь днем, чтобы не изнемочь телом, а ночь бодрствуй всю до утра и рассмотри, сколько тогда прочитаешь наизусть Псалтири, и потом раздели (количество прочитанных псалмов) на число часов; и в летнее время также, и узнаешь разделение времени.

Вопрос 77, того же к Великому Старцу. Я болен, отец мой, помолись о мне, чтобы я мог с радостью переносить болезнь, и скажи мне, как омыть скверны?

Ответ. Любезнейший брат! Ты радуешь меня своими словами и соглашаешься со мною, не разумея того, что сам говоришь. В прошениях твоих ты называешь себя грешным, а грешный есть злой раб; ты теперь говоришь, что тебя постигла болезнь, болезнь же есть наказание. - Итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, любим Богом. Егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Рассмотри же по истине, кто ты, и избери себе одно из сказанного. Бог знает, что хотя я и презираю свое спасение, но по силе моей тружусь (в молитвах) о вас, боясь заповеди. А желая омыть скверны, омой их слезами: ибо они чисто омывают всякую скверну. Пока не умолкнет гортань твоя, взывай к Иисусу: Господи, спаси ны, погибаем (Мф. 8, 25). Очисти сердце свое от пепла и воспламени тот огонь, который Господь пришел ввергнуть на землю: он истребит все сие и сделает золото твое чистым и горнило искусным. Много потребно нам трезвения.

Вопрос 78, того же к тому же Cтарцу. Прошу вразумить меня, отчего происходит слабость тела и изнеможение сердца, и почему не могу я постоянно сохранять один устав в пище?

Ответ. Удивляюсь я, брат, и изумляюсь, как мирские люди, ища приобретений или идя на войну, не обращают внимания ни на диких зверей, ни на нападения разбойников, ни на опасности моря, ни на самую смерть, и не ослабевают душою, лишь бы приобрести желаемое богатство, хотя и не знают верно, получат ли его. Мы же, окаянные и ленивые, получившие власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию, и слышавшие сие: Аз есмь, не бойтеся (Ин. 6, 20), зная несомненно, что мы не своею силою боремся, но силою укрепляющего и вооружающего нас Бога, изнемогаем и унываем. Отчего так? Оттого, что не пригвоздилась плоть наша страху Божию (см. Пс. 118, 120), и мы никогда не забывали снести хлеб наш от гласа воздыхания нашего (см. Пс. 101, 56). Потому переходим мы из одного в другое, и от одного устава пищи к другому, что не приняли совершенно огня, который Господь пришел ввергнуть на землю (см. Лк. 12, 49). Огонь этот сжег и истребил бы терние на мысленной нашей ниве; слабость наша, нерадение и любовь к телу не допускает нас восстать. Господь мне свидетель в том, что я знаю человека [34], и он здесь, в сем благословенном обществе (да не скажет кто-нибудь, что я говорю о себе, и да не почтет меня ничтожного за нечто), который, если пребудет как есть, ничего не вкушая, ни пия, ни одеваясь в одежды, до дня посещения его Господом, не будет в сем иметь нужды вовек; ибо пища, питие и одеяние его есть Дух Святой. Если хочешь поревновать ему, трудись, старайся, бойся Бога, и Он исполнит волю твою, как сказал устами пророка: волю боящихся Его сотворит (Пс. 144, 19). И я хотя ничего не значу, но ради заповеди (Господней) делаю по силе моей. От Бога же зависит утвердить (нас), подать (нам) крепость и возвести нас во всякое благое дело, сохранить от всякого зла и спасти во Царствии Своем. Тому слава, аминь. - Помолись о мне, и попроси также и Старца помолиться с тобою.

Вопрос 79, того же к тому же Великому Старцу. Отец мой! Прошу тебя, скажи мне: как приобретает кто-либо смиренномудрие или молитву совершенную? Что делая, человек может считать себя свободным от рассеяния (мыслей), и что полезно читать?

Ответ. Брат! Господь научил нас как стяжать совершенное смиренномудрие, говоря: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Если и ты хочешь приобрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи и отсекай во всем свою волю. Сам Спаситель сказал: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6, 38). Совершенное же смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее, что пострадал Учитель наш Иисус. Молитва же совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая все свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится. И (такой) ничего не должен более говорить Богу в молитве, как только: избави меня от лукаваго; да будет воля Твоя (Мф. 6, 13, 10) во мне, и иметь в уме, что он предстоит Богу и с Ним беседует. Познает же он сие, когда освобождается от рассеяния помыслов и видит, что ум его, просвещенный о Господе, исполняется веселия. Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял. - Совершенно молящийся есть тот, кто умерщвляет себя миру и покою его; а когда кто Бога ради прилежно исполняет свое дело, это не есть рассеяние, но тщательность, угодная Богу. Полезно читать жития отцов, ибо таким образом ум просвещается о Господе.