Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. О ночном мечтании хорошо сказать тому, кто может слышать сие (не соблазняясь), и, сделав поклон, должно просить помолиться о себе; ибо Писание говорит: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).

Толкование.

Отец сей, ответив, что хорошо сказать могущему слышать (не соблазняясь), показал тем, что не полезно говорить о сем всякому, кому случится.

100. Некто из безмолвствующих отцов вопросил того же: как ему пребывать в келлии?

Ответ. Пребывать в келлии - значит воспоминать свои согрешения, плакать о них и сетовать, бодрствовать над собою, чтобы ум не был пленен; а если и будет пленен, то стараться скорее опять привести его в свое место.

Ответы 101–200

Вопрос 101, того же к тому же. Помысл говорит мне, что поучение (в Писании) доставляет чистую молитву: так ли это?

Ответ. Брат! Остерегайся быть поруганным демонами и говорить, что поучение доставляет чистую молитву. Как же страсти пребывают в человеке, имеющем чистую молитву?

Вопрос 102. Того же к тому же. Когда ум бывает зверохищен? [40]

Ответ. Ум бывает зверохищен тогда, когда человек не поспешит предварительно укорить себя. (Такой ум) имеет на себе следы угрызения зубов и терзания ногтей (зверей мысленных), почему и нуждается во врачевании, то есть в покаянии.

Вопрос 103, того же к тому же. Следует ли закрывать глаза при кознях вражиих, и когда восстает на меня тело, что мне делать?

Ответ. Диавол представляет человеку вещи чувственным и нечувственным образом. Слабый закрывает глаза, чтобы не видеть их, а сильный, и видя их, пренебрегает ими, ибо праведный яко лев уповая (Притч. 28, 1). О восстании же тела: беги поспешно с молитвою к Иисусу, и успокоишься.

Вопрос 104. Отчего случается со мною, что я после вопроса (от отцов) осуждаю другого?

Ответ. Осуждение другого после вопроса случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание: осуждай себя, и перестанешь осуждать других.

105. Тот же, будучи возмущен и весьма напуган разбойниками, но благостию Божиею сохранившись от них невредимым, возвестил тому же Cтарцу о своей боязни и вместе просил его молитв о сохранении его на будущее время.

Ответ. Бог, Который сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5), никого не предает; предает же нас неверие наше. Впрочем, и те, которые имеют совершенное упование на Бога, подвергаются иногда, по попущению Божию, искушениям для испытания веры. Разве нападавшие на тебя разбойники были многочисленнее колесниц и сил фараона? А известно, что они внезапно были потоплены одним словом и мановением Господним. Уже ли не помнишь, как ослепли напавшие на Елисея? Кто ослепил их? И для чего соделал и соделывает это Тот, Кто весть благочестивыя от напасти избавляти (2 Пет. 2, 9)? Как мы забыли Писание, которое говорит: Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь (Пс. 120, 7)? Как мы предали забвению слова Христовы: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф. 10, 30), и: птица не падет в сеть без Отца вашего (Мф. 10, 29), не много ли паче лучше есть человек птицы! О боязнь - дщерь неверия! Куда низвела она нас?! Боязнь эта весьма вредна: она ослепляет ум, ослабляет сердце, отторгает людей от Бога, - она сестра отчаяния; ибо удаляет людей от страха Божия и низводит в страну погибели. Брат! Убежим от нее и возбудим спящего в нас Иисуса, воскликнув: Господи, спаси ны, погибаем (Мф. 8, 25). И Он, восставши, запретит ветрам, и они утихнут, а нам скажет: Аз есмь, не бойтеся (Ин. 6, 20). Оставим тростяной жезл (см. Исх. 4, 2) и возьмем жезл креста, силою коего утверждаются хромые, восстают мертвые, которым хвалился апостол (см. Гал. 6, 14), коим мы освободились от предательства, предоставив себя Распявшемуся за нас. Он Сам упасет сим жезлом нас - овец Своих, и отгонит от нас кровожадных волков. Тому слава во веки, аминь.

106. Подобным образом и Великий Старец, будучи вопрошен о сем, сказал: Брат, отягченный сном! Испытай слабое свое сердце. Я удивляюсь, как оно боится рабов, стоящих вне, а не видит господ их, пребывающих внутри. Чувственные разбойники суть рабы разбойников мысленных, т. е. демонов, которые в них действуют. Ты должен благодарить приходящих к тебе разбойников за то, что они, пришедши, разбудили спящих в тебе разбойников - господ своих. Куда так далеко отошел Иисус, чтобы тебе (нельзя было) пойти к Нему и молить Его прийти на помощь? Не слышит ли ухо твое что поют уста твои: близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 1819). Прилепись к Нему, и Он избавит тебя и от внутренних господ и от внешних рабов их. Ему слава во веки, аминь.

107. Тот же вопросил другого Старца: Два помысла беспокоят меня касательно разбойников: один осуждает меня, говоря: то, что ты имеешь, принадлежит общежитию, и потому грех будет, если допустишь взять это, но, в случае прихода их, ты должен подать (о них) знак стуком или голосом. Другой же помысл осуждает меня, говоря, что Господь сказал: хотящему ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5, 40). Как повелишь, владыко, поступить мне, ибо я сомневаюсь в этом, и прости меня, что я допускаю мысленных разбойников входить и исходить и окрадывать сердце мое, а о видимых вопрошаю. Помолись, чтобы Господь предварительно избавил меня от оных.

Ответ. Если ты ни над чем не имеешь власти, то не пренебрегай тем, что получаешь, по любви, от общежития, иначе ты подвергаешь себя осуждению; ибо человек подвластный не состоит под заповедью (вышеупомянутою в вопросе). Итак, без смущения постучи и покличь (близ живущего брата), говоря: "Благослови, брат, и помоги", и покроет тебя Господь. Что же касается до мысленных разбойников: да избавит тебя Господь от тех и от других. Мужайся, крепись и молись о мне.

108. Тот же брат, прочтя в сказаниях Отеческих,что истинно хотящий спастись должен сперва (в сожитии) с людьми претерпеть досады, бесчестья, лишения [41], уничижения и освободиться от влияния чувств своих, и тогда уже пойти в совершенное безмолвие, как явил в Себе и Сам Господь наш Иисус Христос (ибо Он, претерпев все сие, взошел наконец на Святой Крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое совершенное успокоение). Тот же брат говорил самому себе: "Я, окаянный, ничего подобного не знал и не сделал, удалился же от людей потому, что, по немощи своей, соблазнял всех; посему не должен ли я снова войти в общежитие и, с помощью Божиею, сперва исполнить то, что заповедали отцы, а потом уже пойти в безмолвие: чтобы иначе не напрасен был труд мой?"

Мысли сии он сообщил Великому Старцу, который отвечал ему: отцы сказали хорошо; - иначе и быть не может. Но как случается, что человек по многим причинам заключает, будто он правильно поступает; между тем, как вследствие других причин, он терпит вред, то и надобно быть осторожным. Как ты уже решился пребывать в своей келлии (в безмолвии), то если после сего вступишь в общежитие, впадешь в тщеславие; а может быть даже и не устоишь в своей мысли, то есть чтобы пребывать в общежитии, и наконец оставишь его; таким образом и выйдет двойное зло. Но если укоряешь себя, как не сделавшего ничего такого, что должно было сделать для восхода на крест, говоря: "Я удалился в безмолвие по неведению", то самоукорение может заменить досады и бесчестия, и таким образом привести наконец искренно принимающего оное в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки, аминь.