Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

116. Того же к тому же Великому Старцу о тайном искушении и о преуспеянии.

Ответ. Брат! Я удивляюсь любви твоей, как ты не постигаешь хитростей бесов. Ибо как раздражились они против Иова, когда свидетельствовал о нем Бог, и как, предугадав, что приблизилось время юноше очиститься, стрясе его (Мк. 9, 20); так и тогда, когда видят, что кто-либо преуспел, искушают его по зависти; не искушают же пришедшего в преуспеяние чрез свои дела потому, что такой победил их, но преуспевшего туне по молитвам святых, и это бывает попущением Божиим для того, чтобы человек познал свою немощь и не превознесся (полученным) дарованием. Как в воинстве одни превосходят других, так и обители у Отца светов превосходят одна другую. Если бы не было так, то почему они многи суть (Ин. 14, 2)? Бог да укрепит тебя в страхе Своем. Помолись о мне.

Вопрос 117, того же к тому же Великому Старцу: о преуспеянии душевном, о научении брата, и о вере к общему (духовному) отцу.

Ответ. Поверь мне, возлюбленный брат, что ты, при помощи Божией, находишься не вне врат Царствия Небесного, но стой твердо, тщательно, внимая самому себе, чтобы не быть изринутым оттуда. От Бога зависит ввести (туда) человека за молитвы святых Своих; а от воли человека зависит утвердиться там или быть оттуда изринутым. По воле Божией я постепенно веду тебя на высоту добродетелей. Итак, благодушествуй о Господе и усердно иди путем Его, и получишь от Него помощь о имени Его. О брате же (скажу): приими его со смиренным сердцем и говори ему то, что Бог положит тебе на сердце сказать ему, помня, что по нужде Он отверз уста и ослу; и если все исходит от Него, то Ему же припиши и пользу, чрез тебя полученную. И когда Бог, вложивший слово в уста твои, увидит твое смирение, то припишет тебе награду за научение (брата); и исполнится на вас написанное: брат от брата помогаемь, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 19). Господь Иисус Христос да устроит все ко благу нашему. О худейшем же рабе (скажу): если Бог даровал тебе веру, то Он же и растит и хранит ее, ибо не может открыть тайну людям худейший из них, но Бог бывает все во всех. Прости, брат, и помолись о мне.

Вопрос 118, того же к другому Cтарцу. Как поступать желающему безмолвствовать, дабы избежать прославления имени своего, чтобы слава, превышая дела его, не повредила ему; потому что отцы сказали: горе тому человеку, которого имя выше дел его; и беседовать ли с некоторыми или вовсе ни с кем не беседовать?

Ответ. Иметь имя или славу выше делания своего нимало не вредит тому, кто не услаждается тем, или не соглашается с тем, что говорят о нем, так же, как оклеветанному в убийстве, но ничего подобного не делавшему (не вредит клевета). Такой должен думать: что люди имеют о мне хорошее мнение, не зная, каков я. А то, чтобы с одними беседовать, а с другими нет, или одних отвергать, а других принимать - приводит к различению людей. Итак, кто может пребывать беспопечительно, познав свою немощь (говорю по неразумию своему), тот хорошо делает.

Вопрос 119, того же к Великому Старцу. Прошу тебя, честнейший отец мой, снизойди моей немощи и разреши мне, когда кто из отцов пожелает прийти ко мне в келлию, чтобы помолиться за меня, принять его, ибо я отягчен унынием, пока Бог, молитвами вашими, утвердит мою душу.

Ответ. Брат мой! Прошу любовь твою, не поставляй меня на высоте: я несмыслен и превозношусь, тогда как должен бы иметь уверенность, что нахожусь внизу; ибо слово твое: "Снизойди" - значит, что я нахожусь наверху, на высоте. Но ужели не знаешь, что тому, кто должен быть ниже всякого человека и находиться в самом низу, некуда уже более сойти. Ты имеешь наставление святого апостола Павла, который говорит: вся же искушающе, добрая держите (1 Фес. 5, 21). Всякое дело, которое совершает человек в страхе Божием, приносит пользу душе его. Итак, если беседа (с отцами) приносит тебе пользу, то я не препятствую твоей пользе; ибо считаю себя достойным презрения от всех, которые приходят помолиться о тебе и доставить тебе пользу. Посему, будешь ли ты иметь свидание (с отцами) или не будешь, Господь Иисус да укрепит искреннюю любовь твою. Что я значу среди людей, чтобы мог позволять себе (требовать) сего (от тебя)? Твоя польза составляет мою радость. Итак, беседуя с приходящими (к тебе) святыми и получая от сего пользу, проси их помолиться и о мне, любви ради. Полагаю же так, что и беседовать ради Бога хорошо, и не беседовать Бога ради - так же хорошо. Будь здоров.

120. Того же к тому же Великому Старцу, прошение молитвы, и о совершенном безмолвии.

Ответ.

Да сподобит же вас Господь испить от источника премудрости; ибо те, которые пили из него, забывали самих себя, будучи всецело вне ветхого человека, и от источника премудрости перешли к иному источнику, - любви николиже отпадающей (см. 1 Кор. 13, 8); и, бывши в этом состоянии, они достигли меры, превысшей рассеяния и высокоумия, сделавшись всецело ум, всецело око, всецело светлы, всецело совершенны, всецело боги. Потрудились, возвеличились, прославились, просветились, ожили; потому что прежде умерли. Веселятся и веселят: веселятся о Нераздельной Троице и веселят Вышние Силы. Возжелайте состояния их, теките путем их, поревнуйте вере их, приобретите смирение их, терпение во всем, дабы вам получить достояние их. - Держитесь их непадающей любви, дабы наследовать неизреченные блага: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). О безмолвии же (скажу): теперь обучай себя еще несколько (времени), и Бог сотворит с тобою милость Свою.

121. Тому же Великому Старцу: дозволит ли он ему (проходить) совершенное безмолвие?

Ответ. Я уже сказал любви твоей, возлюбленный брат, касательно безмолвия, чтобы ты еще несколько подождал, и сказал это не потому, чтобы не желал видеть тебя достигнувшим этой [44] меры; вовсе нет! Напротив, желаю и молюсь, дабы Он даровал тебе сие, и большее сего; ибо преуспеяние ваше есть высшая моя радость. Но дарования духовные ниспосылаются от Бога в свое время. Он Сам призывает, помогает и сохраняет; ибо Писание говорит: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2 Кор. 10, 18). Если хочешь создать себе дом, прежде приготовь материал и все нужное, и Зодчему останется только прийти и построить. Нужное для такого здания состоит в следующем: твердая вера для возведения стен; деревянные светлые окна, чрез которые проникает свет солнечный (внутрь), для освящения дома, чтобы не было в нем никакой тьмы. Сии деревянные окна означают пять чувств, утвержденных Честным Крестом Христовым, чрез кои проникает (в нас) свет мысленного Солнца правды и не допускает никакой тьме входить (разумею врага и ненавистника добра) в дом твой. Хочешь ли ко всему сему кровли, покрывающей дом, да во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120, 6). Кровлею можно назвать любовь к Богу, которая, покрывая дом, никогда не падает и не допускает зайти солнцу во гневе вашем (см. Еф. 4, 26), - дабы оно не явилось в день судный обличителем нашим, жгущим нас во огне геенском, - ни луну (не допускает) свидетельствовать о нашем ночном унынии и лености. Надобно наконец иметь и двери, которые бы вводили в этот дом и сохраняли живущего в нем. Когда же говорю о двери, то разумей, брат, мысленную дверь - Сына Божия, Который говорит о Себе: Аз есмь дверь (Ин. 10, 9). Если ты таким образом приготовишь дом свой, и не будет в нем ничего ненавистного Сыну Божию, то Он приидет к тебе с благословенным Отцем и Святым Духом и обитель у тебе сотворима (Ин. 14, 23), научит тебя тому, что есть безмолвие, и просветит сердце твое неизреченною радостью. Аминь.

122. Прошение молитвы и наставления к добродетельной жизни.