Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
136. Тот же просил того же Великого Старца помолиться о нем и сказать ему: каким образом человек сподобляется чистой и духовной молитвы?
Ответ. Возлюбленный о Господе брат! Бог дал нам удобство идти путем угодным Ему, путем, который вводит в жизнь вечную, и я объясняю вам, в чем он состоит, и как можем найти его, чтобы таким образом получить все вечные блага. Поелику Господь наш Иисус Христос сказал: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Лк. 11, 9), то помолись Самому Благому Богу, чтобы Он послал вам Святого Духа Утешителя, и Тот, пришедши, научит вас всему и откроет вам все таинства. Его взыщи себе в путеводителя; Он не допустит прелести или рассеяния в сердце, не попустит нерадения и уныния или дремоты в мысли; просветит очи, утвердит сердце, возвысит ум. Ему прилепись, Ему веруй, Его возлюби: ибо Он умудряет безумных, услаждает мысль, подает силу, чистоту, радость и правду; учит долготерпению и кротости, любви и миру, и дарует (оные). Ты имеешь твердый камень, не изнемогай; ибо ни ветры, ни дожди, ни реки не могут разрушить устроенного на нем здания. Имеешь великого Кормчего, Который запрещает ветрам и морю, и они утихают, и корабль соблюдается от крушения; имеешь Учителя благого, Который поставил законом забывать задняя и простираться в предняя (см. Флп. 3, 13). Вот сокровище некрадомое! Вот столп неопровержимый! Зачем считаешь, что я значу нечто? И я не достигну сего, если не смогу победить гнев, и не подавлю раздражительности, и не приобрету устроения тихого, в котором почивает Бог. Итак, оставим лукавство и восприимем простоту, укореним и возрастим на поле нашем виноград, да соберем грозды и приготовим вино веселия, чтобы, упившись им, забыть скорби и болезни, удручающие нас на погибель душевную. Брат! Воля Бога Владыки нашего состоит в том, чтобы мы спаслись. Почему же мы не желаем сего? Итак, молись всегда прилежно, чтобы низошла на нас благодать Духа. Исполнившись Его, Отцы прилепились к Господу совершенною любовью, взывая: кто ны разлучит от любве Христовой? (Рим. 8, 35). И говорили (сами себе): ничто. Возлюбим (Его), дабы быть возлюбленными; приступим всем сердцем, дабы быть принятыми; смиримся много, чтобы Он возвысил нас; восплачемся, чтобы воссмеяться, опечалимся, чтобы возрадоваться; возрыдаем, чтобы утешиться; будем просить о том, чтобы Дух пришел к нам и наставил нас на всяку истину (Ин. 16, 13); ибо неложен Сказавший: просите, и приимете (Ин. 16, 24). Господь да сопутствует нам во всем по милости Своей, дабы мы могли уразуметь, каковы мы и чего требуем, или чего желаем. Ему слава во веки, аминь.
137. Тот же, прекратив беседы со многими, желал беседовать с одним и вопросил того же Великого Старца: Я связан взаимною любовью с одним братом, который желает беседовать со мною: беседовать ли мне с ним или нет?
Ответ. Если ты связан взаимною любовью с одним из братии, то что помышляешь о других, находясь посреди их и не беседуя с ними? Вникни, где ты теперь. И если хочешь, беседуй, укоряя себя. Помолись о мне.
138. В одно время некто из отцов, преклонных лет, много потрудившись в пустынях и наконец вознамерившись безмолвствовать в общежитии, вопросил другого Старца, как должно начать безмолвие.
Ответ. Иоанн Креститель сказал Владыке нашему Христу Богу: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Мф. 3, 14). Впрочем, хорошо вздумала любовь твоя вразумить нас собственным смирением, дабы хотя чрез то заставить нас устыдиться и признаться в страстях своих; ибо без всякого прекословия меньшее от большого благословляется (Евр. 7, 7). Итак, ты должен врачевать меня, потому что ты старше меня, ты - духовный иерей Божий, который, будучи призываем помазать елеем больных и врачуя их от болезни телесной, вместе с помазанием подаешь им и отпущение грехов. А я, не причтенный к клиру, по недостоинству своему, ибо и вид белых волос моих не удержал меня от юношеских воспоминаний, как могу советовать высшему себя? Ежели бы вопрошающий был такой же человек, как и я, то моя говорливость не позволила бы мне молчать, но непременно заставила бы дать ответ, ибо язык мой неудержим; и я мог бы сказать ему, что отрок, начиная обучение с низших наук (постепенно) восходит к высшим, так и ты. Разве я не сказал бы ему сего? Сказал бы непременно. - А поелику изрек бы ему, что разумею, то скажу и тебе: пять дней безмолвствуй, а два беседуй. И если пребывание твое в безмолвии будет по Богу, то есть если будешь знать, чего ищешь, пребывая в келлии, то не впадешь в руки беса тщеславия. Тот, кто знает, зачем он пришел в город, о сем только и думает, и ни к чему более не обращает своего сердца, дабы не забыть, для чего пришел. Прости меня, авва, что я не могу ничего более сказать тебе, и помолись о мне Господа ради; ибо нет у меня ни дел, ни слов.
Вопрос 139, того же к тому же. Если даю телу своему пищи даже более необходимого, - оно не в силах служить; меньше же дать опасаюсь, чтобы оно не изнемогло совершенно, (скажи): как поступить мне в сем случае? И относительно Святого Причащения: я желаю причащаться всякий день; но не послужит ли мне в отягощение (совести), если Святые Дары будут приноситься ко мне, грешному, или я сам должен выходить для принятия Причащения? И снова (спрашиваю), как сохранить безмолвие?
Ответ. Авва! Я уже сказал любви твоей слова Иоанна к Спасителю, а ты и вторично написал ко мне, безумному и невежде. Впрочем, если Иоанн не противоречил уже после, кто же я - уничиженный, чтобы стал противоречить? Истинно говорю тебе, что я - ничего не значу и ничего не знаю; но ради послушания говорю то, что у меня на сердце. Не говорю же, что это непременно так и быть должно; но как понимаю, так и говорю. Не потребует Господь от больного службы телесной, но духовной, то есть молитвы; ибо (Он) говорит: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17). О питании же тела: (скажу) если, получив достаточную пищу, оно не может послужить, а не напитав его, боишься немощи, то держись среднего, не восходя слишком высоко и не спускаясь слишком низко; и исполнится Писание, которое говорит: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27). Давай телу несколько менее против требования его: ибо путь отеческий состоит в том, чтобы вообще в пребывании своем не отягощаться ни питием, ни пищею. (Замечу) и о приношении Святого Причастия: если сие бывает не по презрению, а по немощи, не послужит тебе в осуждение; ибо начальник врачей сам приходит к сильно страждущим и опасно больным, как и Господь наш Иисус Христос Сам пришел к нам, уже грешным и больным. Прости меня, отец мой, что я, недостойный, сказал сие из послушания.
Вопрос 140, того же к тому же. Вдова, будучи обижаема, прислала ко мне, прося написать к правителю, чтобы он помог ей. Во мне же возникло по сему два помысла: один говорит мне, что я пришел сюда на самоумерщвление, и если напишу по ее просьбе, то нарушу обет самоумерщвления; другой помысл (внушает), что если не напишу, то нарушу заповедь, которая повелевает помогать обижаемым. Сделай милость, отец мой, скажи мне, как поступить?
Ответ. Если бы ты был мертв, и пришла бы к тебе обиженная вдова, мог ли бы ты, хотя бы и желал, помочь ей? Если же поможешь ей, то придет и другая, и, презрев ее, тоже нарушишь заповедь. Мертвец не печется ни о чем подобном. Если и будут роптать на тебя, то это не сделает тебе никакого вреда.
Вопрос 141. Брат, живший в общежитии и прислуживавший старцу, вопросил Великого Старца о своих помыслах.
Ответ. Ты неразумен; потому и обладают тобою помыслы, или, лучше сказать, самооправдание. Господь хочет, чтобы ты почитал всякого человека превосходнее себя. Итак, оказывай старцу своему послушание во всем и исполняй все, что он ни говорит тебе, будет ли то относиться к пище, или к питию, или к какой-либо другой вещи, во всем повинуйся ему. Если же случится какое-нибудь трудное дело, то спроси совета у аввы (игумена Серида) и сделай так, как он скажет. Касательно псалмопения и бдения: если что приказывает тебе (Старец), исполни; и все послужит тебе во спасение души; если и оклевещет тебя, - радуйся: это весьма тебе полезно; если и оскорбит тебя, претерпи: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). За все же благодари Бога; потому что благодарение ходатайствует пред Богом о немощи (человеческой). Во всем и всегда осуждай себя, как согрешающего и прельщаемого, и Бог не осудит тебя; смирись во всем - и получишь благодать у Бога. Если навыкнешь сему, Бог поможет тебе обрести силу: ибо воля Его состоит в том, чтобы каждому человеку спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4).
Ответ 142, того же Великого Старца к тому же. Брат! Не позволяй себе рассуждать о приходящих тебе помыслах: это дело не твоей меры; ты не понимаешь хитрости их, посему-то они и смущают тебя, как хотят. А когда смущают тебя, то скажи им: я не знаю, кто вы такие, - Бог, знающий сие, да не попустит вам прельстить меня, и повергни пред Богом немощь свою, говоря: Господи! Я в руках Твоих, помоги мне и избавь меня от рук их. Помысл же, который медлит (в тебе) и борет тебя, объяви авве твоему, и он, с помощью Божией, исцелит тебя. - А в отношении к рукоделию, что прикажут, исполняй - и спасешься о имени Божием. О псалмах: не оставляй изучения их: ибо и сие относится к духовному деланию, и постарайся произносить их наизусть: это для тебя весьма полезно. Не желай услышать о том, что выше силы твоей; ты имеешь поучения, которые и по силе твоей, и полезны тебе.
Ответ 143, того же Великого Старца к тому же. Не будь поруган, о неразумный! Не надобно верить врагам своим. Если оставишь попечение (о себе) и вознерадишь, то враги придут снова. Воин во время мира изучает то, что потребуется от него во время брани. - Смотри, что сказал Господь змию: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту (Быт. 3, 15). До последнего издыхания не должен человек оставлять попечения (о себе). Итак, внимай себе, брат, и берегись гнева, тщеславия, сна и прочих страстей, зная, что враг не спит и не нерадит.