Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. Если истинно веруешь, что всячески Бог привел тебя сюда, то предоставь Ему и заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Если же ты (сам) станешь заботиться о какой-либо вещи, или о телесной болезни, или о душевных страстях, то и о всем должен заботиться, как знаешь. Когда кто предоставит все Богу и потерпит небольшую скорбь, то двоедушие постоянно внушает ему: может быть, если бы ты позаботился о теле, то не претерпел бы такой скорби; и потому кто предает себя Богу, даже до смерти, должен предаться Ему от всего сердца. Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов. Посмотри же, сколько я горд: будучи поруган демонами и думая, что имею любовь к Богу, я решаюсь [57] сказать тебе: беру теперь на себя половину твоего бремени, и вперед Бог также поможет. Сказал же это я неразумно, ибо знаю, что я слаб, бессилен и чужд всякого доброго дела, но бесстыдство мое не позволяет мне отчаяться; потому что имею Владыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего его издыхания. Прилепись Ему, и Он устроит все лучше, нежели мы просим или думаем. Ему слава во веки, аминь. Прости меня, брат, и помолись о мне.

164. Услышав от Старца слова: "Беру на себя половину твоего бремени", и опечалившись, что он не обещал ему совершенного прощения, (старец Андрей) умоляя и преклоняя на милость (Варсонофия), во второй раз просил даровать ему совершенное прощение о Христе.

Ответ. Брат! Я удивляюсь любви твоей, как ты не разумеешь дел любви по Богу. Прежде всего (скажу): Бог знает, что я считаю себя землею, пеплом и совершенно ничтожным. Если же говорю что кому-нибудь выше моей меры, или сверх моей силы, то говорю, побуждаемый любовью Христовой, себя же сознаю, как я уже сказал, ничтожным и непотребным рабом. Ты не понял слов моих, и я сделал тебя сообщником моим; ибо сказал, что беру на себя половину грехов твоих, а не сказал: "Понесу третью часть", и не допустил тебя носить и отягощаться более меня. Говорил я так, изгоняя самолюбие. Не сказал я: "Две части", как бы показывая себя более сильным; ибо такой образ речи был бы тщеславием; не сказал и: "Все понесу"; потому что это дело совершенных, соделавшихся братиями Христа, Который положил душу Свою за нас и совершенною любовию возлюбил возлюбивших Его. Если бы я не сказал так, то могло бы казаться, что устраняю тебя от духовного делания. Итак, не тщеславлюсь, приписывая себе все, и не завидую тебе, сделав тебя сообщником моим в оном добром участии. Если мы братия, то разделим богатство Отца нашего поровну, и не будет места неправде. Если же ты хочешь все возложить на меня, то ради послушания принимаю и сие. Прости, что сильная любовь приводит меня к пустословию; но да будет оно тебе весельем о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

165. Прошение того же к тому же Великому Старцу о том, чтобы старец помолился за него, по случаю постигшей его болезни.

Ответ Великого Старца. Писание говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12); и желающим угодить Богу надобно пройти чрез небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем малодушествовать в болезни; апостол говорит: егда бо немощствую, тогда силен есть (2 Кор. 12, 10). Смотрите - Бог испытует сердца и утробы. Потерпим, перенесем, будем учениками апостола, сказавшего: скорби терпяще (Рим. 12, 12), благодаряще всегда о всех (Еф. 5, 20), чтобы и на нас исполнилось слово Писания: исповестся тебе, егда благосотвориши ему (Пс. 48, 19). Если ты был прежде успокоен в отношении тела, и к испытанию твоему встретилась небольшая скорбь, то почему не вспоминаешь об Иове, который сказал: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов. 2, 10)? Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: восприясте благая ваша в животе вашем (см. Лк. 16, 25). Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). Господь да укрепит больного и служащих ему, и делания обоих будут во славу Божию. Чтобы не малодушествовать и не отягощаться, взирайте на конец терпения. Близок Бог, сказавший: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5). Поверьте мне, братия, что тщеславие овладело мною: будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келлию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезни; скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть, не знаю. Не постигает меня скорбь, и изнемогаю, слыша, что претерпевый до конца, той спасен будет (Мк. 13, 13). Помолись, чтобы я сохранил надежду спасения моего о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

166. Тот же старец, все еще будучи болен, просил того же Великого Старца помолиться о нем, чтобы Бог послал ему помощь.

Ответ. Имея Бога, - не бойся, но все попечения твои возложи на Него, и Он попечется о тебе. Или ты не знаешь, что если земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех (2 Кор. 5, 1). Несомненно веруй, и Бог поможет тебе, по милости Своей. Ему слава во веки, аминь.

167. Тот же старец, живя с одним братом, когда они оба заболели, просил другого Старца (Иоанна) помолиться о них.

Ответ Иоанна. Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), и апостол, последуя Ему, сказал: терпения бо имате потребу (Евр. 10, 36), и пророк: терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39, 2). Сладчайший же Владыка наш Бог еще говорит: претерпевый до конца, той спасен будет (Мк. 13, 13). Пребывайте оба в терпении, благодаря Бога и внимая посещению Божию, совершающемуся над вами; ибо все сие случается к испытанию вашему. Вникните в то, что вы сами произносите: искуси мя Боже истяжи мя (Пс. 138, 23). Прошу вас, помолитесь о мне, ради любви по Богу.

Вопрос 168, того же к Великому Старцу. Помысл говорит мне, что я не могу спастись; помолись о мне, милостивый отец мой, и скажи мне, что делать, я не в состоянии поститься.

Ответ. Бог неба и земли да сподобит тебя и меня недостойного получить милость в час оный, и с дерзновением предстать на Страшном и славном Суде Его. Возлюбленный брат! Имея столь милостивого Бога, не предавайся отчаянию: ибо это великая радость диаволу. Пребывай в надежде на Господа, что никто из претерпевших до конца на этом месте не будет изгнан из ограды овец Христа Бога нашего; ибо на сем месте есть люди, которые имеют большое дерзновение к Богу, и они тщательно молятся Ему, чтобы мы, живущие с ними, на том благословенном месте не отлучились от них; но как здесь на месте, которое избрал Себе Бог для призывания имени Его, пребываем неразлучно, так да будем совокупно и в будущем (веке). Не бойся же, честнейший (отец)! Если и я, немощный и худейший, получил извещение, что ты причислен и приписан к благословенному стаду Христову; тем более святые Божии отцы и достойные Его получили о том же извещение. Потерпи же Господа (Пс. 26, 14), и уповай на Него. О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного: не входящее без услаждения в человека сквернит человека, но исходящее из него (Мф. 15, 11); и еще (скажу): Бог дал иноку рассуждение для того, чтобы оно управляло его действиями. Рассуди же, возлюбленный, от кого требует Бог милостыни, от бедного или от богатого? Он сказал так: не престай благотворити требующему, аще обрящет рука твоя (Еккл. 9, 10). Посему не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя (поста), потому что знает болезнь, которую послал тебе. - Благодари же Бога за все: благодарение ходатайствует о немощи пред Богом. Совлекись ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных, и облекись в нового человека, созданного по Богу (Еф. 4, 22, 24). Радуйся о Господе и веселись, всегда утешаемый, вместе со святыми Его. Кто изобразит, или кто может исследовать неизглаголанную радость святых, неизреченное их веселие и несравненный свет; как Господь здесь открывает им явление Своих дивных и преславных тайн и уготованные им славу и покой; как отрешает их ум от здешнего мира, и они всегда видят себя на небе со Христом и Его Ангелами. Ни голод, ни жажда - ничто земное не причиняет им скорби; ибо они улучили свободу от житейских укоризн, страстей и грехов, и иначе скажу словами Писания: идеже бо есть сокровище их, ту и сердце их (Мф. 6, 21). Кто достиг сего, тот знает, что он слышит. Что же делать мне, ничего доброго не совершившему? Но не отчаиваюсь; Бог силен и нас причислить к тем, которые получат милость о Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему со Отцом и Святым Духом во веки веков, аминь. Господь да услышит истинных рабов Своих, и да ниспослет вам Сам вскоре великую Свою милость, и меня да вразумит, чтобы придти мне в познание истины. - Молись о мне и приветствуй сослужащего тебе брата, попроси и его также молиться о моем недостоинстве.

Вопрос 169, того же к тому же Великому Cтарцу. Я чувствую сильный лом в руках и ногах, и боюсь, не от бесов ли сие; скажи мне, отец мой: так ли это? И что мне делать, я очень скорблю, что не могу поститься, а должен несколько раз (в день) принимать пищу? Также, что значит, что я вижу во сне диких зверей? Прошу тебя, владыко, Господа ради, пришли мне малое благословение от святой твоей пищи и воды, чтобы получить мне чрез них утешение.

Ответ. Не печалься, возлюбленный мой, болезнь твоя не от бесов, как ты думаешь, но она есть вразумление Божие, (и послужит) нам к преуспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? И чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? А терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи же и ты немного и узриши славу Божию (Ин. 11, 40). О посте же не скорби, как я прежде сказал тебе: Бог ни от кого не требует (трудов) сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: егда бо немощствую, тогда силен есть (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста и даже более - тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего; ибо вместо того, чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари (Бога), что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по расслаблению помысла, но случается сие с нами к испытанию нашему и к душевной пользе. Сны же твои о диких зверях не что иное, как мечтания, наносимые демонами, которые хотят обольстить тебя оными, чтобы ты приписал им и болезнь свою. Но да упразднит их Господь словом уст Своих, по молитвам святых. Аминь. Не печалься: егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Верую, что и за это телесное страдание Бог сотворит с тобою милость Свою, как Ему угодно. Господь да укрепить тебя и да утвердит в терпении. Аминь. Посылаю тебе немного воды из сосудца блаженного отца нашего Евфимия и небольшое благословение от моей пищи, чтобы ты благословил мне пищу. Помолись о мне, многолюбимый мною!

170. Прошение того же к другому Cтарцу.