Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
Ответ Варсонофия. Сие происходит от болезни желудка, но привходит отягощение и по действию бесовскому. Презирай то и другое, по сказанному: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Вот, старцы молятся о любви твоей, поплачь же и ты немного в молитве, благодаря Бога и моля Его о помиловании; и Он помилует тебя, ибо мы имеем Владыку многомилостивого и щедрого Отца. И никто ни из Вышних Сил, ни из земных истинных рабов Его, никто не в силах выразить как должно, сколько благость Его желает миловать род человеческий. Но медлит Он (избавить) нас, чтобы умножить терпение наше, к нашему же спасению, как и Сам научил нас, говоря: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Не унывай же, брат, - Иисус начал уже оказывать тебе милость Свою. Слава Ему во веки, аминь. Помолись о мне.
Вопрос 180, того же к другому Cтарцу. О чем сказал это отец наш: "Иисус начал уже оказывать тебе милость Свою"?
Ответ Иоанна. Он сказал о великом преуспеянии в душевной пользе, потому что ты уже находишься в таковой дружине (святых отцов), с которою и совоскреснешь некогда в радости великой, если только до конца сохранишь терпение и благодарение.
181. Прошение того же к Великому Старцу. Верую, что елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18, 18), и умоляю тебя, отец мой, щедротами Божиими, помоги моей немощи; я изнемог душою и телом и отягчаю братии, с которыми живу. Испроси мне у Бога (силу) самому исполнять мои потребности, дабы братиям не приходилось носить мои тяготы. Верую, что Бог подаст тебе все, чего ни попросишь у Него. Будь сострадателен к моей немощи и прости меня, отец мой.
Ответ Варсонофия. Ключ твой, брат, отворяет дверь мою, ибо я безумен и не могу скрыть чудес Божиих; и потому всякий, кто услышит мои слова, ужаснется и скажет: "Он вне ума и не знает сам, что говорит". Думаю, что Богу вся возможна (Мф. 19, 26) и нет ничего невозможного Ему (см. Иов. 10, 13). Как Он действовал чрез древних, воздвигнул расслабленного и воскресил умершую Тавифу, так может действовать и чрез нынешних рабов Своих. Пред Ним говорю и не лгу, что знаю одного раба Божия в нашем роде, в настоящее время и на сем благословенном месте, который и мертвых может воскрешать во имя Владыки нашего Иисуса Христа, и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать другие чудеса, не менее апостольских, как свидетельствует Давший ему дарование, или, точнее сказать, дарования. Да и что это значит в сравнении с тем, что можно сделать о имени Иисусове! Но он не употребляет власти своей, хоть и брани может прекратить, и заключить и отверзть небо, подобно Илии. Господь наш всегда имеет верных рабов Своих, которых не называет более рабами, но сынами, и хотя враг и завидует им, но, по благодати Христовой, нисколько не может повредить. Ибо корабль миновал уже волнения, воин - брани, кормчий - злые ветры, земледелец - зиму, купец - разбойников, а инок достиг совершенства в уединении своем. Слыша такие гордые слова, кто не скажет, что я лишился ума. И поистине, говорю как бы в безумии; но я не о себе свидетельствую, а о другом. И если кто вздумает сказать: "Он вне ума" (как я уже и сказал), пусть говорит. А кто желает поревновать, чтобы достигнуть оной меры (духовного возраста), тот пусть не ленится. Я сказал сие любви твоей, уверяя тебя, что возможно быть и тому, чего ты желаешь, ибо если Бог, по молитве нашей, определил тебе небесные блага, неизреченные и вечные, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), и ты получишь их, сохранив заповеданное тебе, то тем более нетрудно умолить Бога о телесных страданиях и получить благодать, чтобы ни дня не быть тебе более больным и не чувствовать отягощения. Но Иисус лучше нас знает, что полезно человеку и что ему помогает, - чтобы одному получить награду за терпение, подобно Иову, а другим за послужение, как Евлогию схоластику. Не проси же ничего у Бога, чрез рабов Его, кроме помощи и терпения. Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22) о Христе Иисусе, Господе нашем. Той печется о нас (1 Пет. 5, 7) во веки, аминь. Или ты не знаешь, что Господь сказал святому Павлу, когда он просил освобождения от скорби? Довлеет ти благодать Моя (1 Кор. 12, 9). Как сказал Он это: по недостатку ли любви к нему, или зная, что ему полезно? Вспомни, что недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Простите меня и помолитесь о мне, окаянном, чтобы и я до конца пребыл в оной мере. Ее достигший стал уже в числе братии Иисуса. Тому слава во веки, аминь.
182. Прошение того же к тому же Великому Старцу о том, чтобы получить милость в оный день.
Ответ Варсонофия. Возлюбленный о Христе брат Андрей! Удивляюсь я любви твоей, более же простоте твоей, сомневающейся в обетованиях. Господь сказал Филиппу: толико время с вами есть, и не познал еси Мене, Филиппе (Ин. 14, 9). Веруй, брат, что исполнятся на нас обетования, и если пожелаете, то дастся и более; ибо можно получить малую милость, можно получить и великую, и Давид избрал себе великую. Кто желает великой милости, тот получает ее чрез смирение, кротость, терпение и подобное тому. Милость получаешь ты по молитвам святых, а какую, - малую или великую, это от тебя зависит: избери себе, что хочешь. Живи в мире и освящении, будь терпелив к ближнему со смирением, как инок, и, как состарившийся, служи другим примером. Брата, который находится при тебе и служит тебе, почитай за сына, и если он ошибется в чем-нибудь или испортит что-либо, вразуми его и объясни ему его проступок, чтобы он исправился. И помолись о мне.
Толкование.
Много погрешают те, которые презирают священные книги, нерадят о них и пренебрегают ими так грубо и несмысленно. Из сего обнаруживается пренебрежение их к святыне; Божественное же Писание говорит: проклят человек творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).
183. Того же к тому же Великому Старцу. Отец мой, назначь мне правило, как новоначальному и не принявшему еще образа иноческого. И помолись о мне; ибо брат оскорбляет меня, а другого успокаивает.
Ответ. Многолюбимый брат мой! Ты написал мне о вещи, превосходящей твои силы, - чтобы назначить тебе дело, которого не можешь понести. Ты просишь назначить тебе правило, как новоначальному и не принявшему еще образа иноческого. А новоначальному прилично следующее: пребывать в глубоком смирении, ни в каком случае не почитать себя за нечто, не говорить: что это, или для чего это? Но, пребывая в послушании и великой покорности, не сравнивать себя ни с кем, не говорить: "Такого-то почитают, почему же не почитают и меня; он успокоен во всем, отчего же я не имею успокоения", - быть презираему во всем и не негодовать. Вот дела истинного новоначального, который действительно желает спастись. Но тебе тяжело понести сие и по немощи телесной, и потому, что ты уже состарился. Ты пожелаешь нести тяжелое, а я налагаю на тебя легчайшее; впрочем, не принуждаю, но только советую. Почитай брата твоего сыном своим, как я уже говорил тебе, и как ты его и почитаешь. Если же он, по искушению, успокоит кого-нибудь другого больше, нежели тебя, то, может быть, Бог хочет того успокоить, а тебя удержать в тесноте, и возвестил брату так поступить с тобою, а потому потерпи и не скорби. Терпением скорбей спасаем мы души наши, и не иначе делаемся сообщниками Христовых страданий, как терпением скорбей. За все воздавай благодарение Богу, ибо благодарение ходатайствует пред Богом о немощах. Правило твое да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам и иметь страх Божий. Как я встречу Бога? Как я провел прошедшее время? Покаюсь хотя теперь, когда конец мой уже приблизился, и потерплю (немощи) ближнего моего и наносимые им мне скорби и искушения, пока Господь окажет мне милость Свою, приведет меня в устроение безгневия и изгонит от меня зависть - порождение диавола. Проводи остаток дней своих, испытывая помыслы и сопротивляясь, когда наносят смущение. Вразумляй сына твоего со страхом Божиим и напоминай ему проступки его, зная, что и он человек, подверженный искушениям. Господь Иисус, Сын Бога живаго, да подаст нам мирное устроение (души) и жизнь во страхе Его. Удивляюсь я, как вы читаете Писание, которое говорит: всякую радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2), а ничтожное смущает вас. Познайте же, по крайней мере, где вы находитесь, и какова ваша сила, да смирится железная выя, и мир Божий будет с вами. Простите меня и молитесь о мне, да не услышу: научая иного, себе ли не учиши (Рим. 2, 21). Но что мне делать? Любовь понуждает меня. Однако надеюсь на милость Владыки нашего Бога.
Вопрос 184, того же к тому же Великому Старцу. Помысл говорит мне: ты и раз и десять раз уже говорил брату; оставь его, пусть он делает как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы.
Ответ. Многолюбимый и единодушный брат мой, да будет с тобою мир, который Господь даровал ученикам Своим. Прежде всего дал Он им мир, изгоняя из них все плотские помыслы и всякое разумение диавольское, чтобы сердца их сделались чистыми и чисто приняли учения и заповеди своего Владыки. Так и ты, возлюбленный, получив грозный мир сей не от меня, но от Спасителя Иисуса Христа, приготовься спокойно и внимательно выслушать и исполнить (слова мои). Ты знаешь, как желал бы я взять тебя и вознести на небо. Враг всячески старался смутить тебя завистью и гневом, но не нашел себе места, а в ничтожном нашел возможность поругаться тебе; и тем ведет он брань против тебя, а чрез тебя смущает и брата, тогда как я писал тебе в первых посланиях, чтобы ты объяснял брату его проступки и вразумлял его. Или я худо сказал и ты пренебрег моими словами, или я сказал справедливо, а ты побежден от брани. И диавол уже радуется о тебе, приходит, внушая тебе горькое самооправдание, и говорит: ты и раз и десять раз говорил (брату), оставь же его, пусть делает как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы. Но и в сем поруган ты, ибо от тебя так далеко сия мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? - смущение и гнев. Ибо когда ты сам собою, не спросившись, принимаешься за дело, то скоро попадешься в сеть, как это случается с людьми простыми и необученными. Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его.
185. Тот же вопросил о том же другого Старца и прибавил: не перейти ли ему из келлии, может быть брань прекратится чрез это?