Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. Старайся, по силе своей, всегда помнить, каков должен быть диакон и каков ты, памятуя притом смерть и помышляя, как тебе предстать пред лице Божие. Если станешь непрестанно осуждать самого себя, то сердце твое сокрушится и обратится к покаянию, и Тот, Кто сказал через святого пророка: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26), оправдает тебя и освободит от всякого осуждения. Ибо Писание говорит: Бог оправдаяй, кто осуждаяй? (Рим. 8, 3334). Приобрети смирение, послушание, повиновение, как я уже многократно говорил тебе, - и спасешься. Отнюдь не прекословь, спрашивая: "Что это? Для чего это?" Но будь покорен, и особенно своему авве, который, после Бога, первый имеет попечение о тебе и которому вверена душа твоя. Если постараешься исполнить сие наставление, то и я несравненно более сделаю, по силе моей, дабы Бог дал тебе крепость. Господь да сохранит тебя и да защитит от лукавого. Аминь.

Вопрос 240, того же к тому же Великому Старцу.

Скажи мне, отец мой, как посоветуешь поступать мне при малом моем служении, которое я прохожу? Поруганный бесами, как и всегда, я не могу благодушно переносить того, что имею не более одной одежды. Что ты ни повелишь мне - исполню, дабы быть помилованным. Богу известно, что я нахожусь в большом неустройстве и страстях. Помолись о мне, Господа ради, чтобы не разлучиться мне от недр ваших хотя в нынешнем веке, ибо стыжусь сказать - в будущем, по причине страстей моих.

Ответ. Брат! Понуждение себя во всем и смирение приводят в преуспеяние, ибо апостол говорит так: во всем скорбяще, но не стужающе си (2 Кор. 4, 8). Когда и мы поручили авве наше вещественное стяжание и не удержали ничего в руках наших, то Бог знает и свидетель тому, что мы не сделали еще ничего такого, за что бы авва должен был благодарить нас, но скорее мы обязаны благодарить его, что он взял на себя бремя наше и тем избавил нас от забот. И апостол Петр сказал: повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради (1 Пет. 2, 13), и Иаков сказал: яко иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен (Иак. 2, 10). Посему-то и не должно никому иметь своей воли, а укорять себя; чрез что человек и получит милость Божию. Если же чрез посмеяние от диавола таковой возмечтает о себе, что он поступил хорошо, - потеряет все, что сделал. И так поступая, как поступал ты и прежде, смиренномудрствуй, говоря: "Прости меня, Господи, что я отяготил авву, возложив на него бремя мое". Господь Иисус Христос да спасет нас, аминь.

241. Другой брат, диакон, отказывался служить при жертвеннике, вспоминая прежние грехи свои, и как о сем, так и о телесной немощи своей вопросил того же Великого Старца. И он отвечал ему следующее:

Ответ. Брат! Писание научает нас, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). От кого же в настоящее время можно терпеть гонения? От бесов, которые удаляют их от страха Божия и от служения Богу. Покаяние во грехе требует, чтобы не делать его более, и удаление от зла состоит в том, чтобы оставить его. Да не оскорбляют тебя прежние грехи твои: и не уклоняйся от служения Богу со страхом и трепетом. Помни, что это есть освящение души твоей. Ежели ты будешь верить сему, то всегда будешь (внимать себе) с трепетом, чтобы не согрешать и не лишиться сего освящения. Итак, переноси страдания и скорби с благодарностью, ибо это наказание Божие, и Бог помилует тебя и обратит их во спасение души твоей, аминь.

242. Другой брат вопросил того же Великого Старца.

Скажи мне, отец мой, естественна ли раздражительность или противоестественна, и какое в ней различие?

Ответ. Брат! Есть раздражительность естественная и есть раздражительность противоестественная. Естественная противится исполнению похотливых вожделений, и она не требует врачевания, как здравая. Противоестественная восстает, если не исполняются похотливые вожделения. Сия последняя требует врачеваний сильнейших, чем вожделения. Подающий воину силу - больше его, и если прекратится подаяние силы, то воин, не находя ее более, делается бездейственным.

243. Вопрос другого брата тому же Cтарцу.

Откуда человек имеет страсти?

Ответ. Бог сотворил душу и тело бесстрастными, но чрез преслушание они впали в страсти.

244. Другой брат спрашивал того же Великого Старца: я страдаю от душевных страстей моих: скажи, ради Господа, что мне делать, дабы освободиться от них, и помолись о мне.

Ответ. Брат! Кто желает спастись и сделаться сыном Божиим, тот должен приобрести великое смирение, послушание, покорность и кротость. Смотри, ты спрашивал, что тебе делать; я сказал тебе это и ручаюсь, что ни враг, ни страсть не овладеют тобою, ибо они сгорают от смирения, как от огня, и сердце успокаивается, будучи просвещаемо о Христе, Которому слава, аминь.