«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И в-третьих, когда придет к нам сомнение, достоин ли кто-то, чтобы мы ему помогали, то вспомним, что сами мы имеем множество грехов, безмерно виноваты перед Богом, а Он, невзирая на это, дает нам бесчисленные блага и дары. У старца Паисия Афонского спрашивали: «Геронда, если человек — мошенник или, скажем, лодырь, должен ли я давать ему милостыню?» Старец отвечал: «Заслуживаем ли мы сами тех даров и той милостыни, которую нам посылает Бог? Нравимся ли мы Богу? Но Бог, несмотря ни на что, дает нам то, в чем мы нуждаемся. А иначе что же выходит, что мы должны помогать только тому, кто нам понравится?» Итак, подражая Богу, следует делать добро всем людям — и тем, кто нам нравится, и кто не нравится.

И не нужно думать, братия и сестры, что все сказанное относится только к очень богатым людям — олигархам, банкирам и бизнесменам. Нет, все это имеет прямое отношение ко всем без исключения христианам. Ведь каждый из нас получил от Бога какое-то материальное богатство, которое хотя и невелико, однако достаточно для того, чтобы хотя бы малую его часть употребить на помощь тем нуждающимся, у которых материальных средств еще меньше, чем у нас. Кому много дано, с того много и потребуется, а кому мало — с того мало. Господь не требует, чтобы мы, как богатые русские купцы, строили храмы, больницы и странноприимные дома, — Он знает, что нам это не под силу. Но в свою меру помогать людям мы тоже можем. И пусть невелика будет мера нашей помощи, но Бог примет ее как угодную Ему жертву, подобно тому как принял две лепты вдовицы и даже признал ее жертву большей, чем крупные вклады богатых людей.

Итак, глупость, большая глупость быть скупым и собирать земные богатства только для себя. Старец Паисий говорил, что скупые люди — это «денежные копилки», содержанием которых воспользуются после их смерти другие люди. А сами они по своему неразумию теряют возможность получить вечную награду за милостыню, оказанную какому-нибудь несчастному.

В Евангелии Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» В этих словах малым, неправедным и чужим названо земное материальное богатство, в той или иной мере данное Богом каждому человеку. Человек должен оказаться верным арендатором — то есть распорядиться земным богатством по воле Божией. Если в этом малом он окажется верным, то можно будет дать ему и великое — то есть небесное богатство, потому что и в нем он тоже будет верным. А если он оказался неверным в малом земном богатстве, то как ввести его в Рай и дать ему неиссчетное богатство небес? Ведь он и в нем окажется неверным, и его захочет присвоить лишь себе одному, будет и им пользоваться по своей порочной воле, а не по воле Божией.

Научимся же, братия и сестры, по мере сил делать добро людям, помогать нуждающимся и творить дела милосердия. Ведь все это, как уже было сказано, мы делаем лично Самому Христу. И потому если мы обогатим себя добрыми делами, то даже на Страшный Суд Христов нам будет идти не страшно, ибо Христос встретит нас как Своих верных друзей и, если можно смело выразиться, будет даже вынужден помиловать нас, простить грехи и ввести в Рай, — чтобы исполнились слова Писания: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». Аминь.

Что такое страсти

Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

Итак, что такое страсти? Страсти — это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но увы, любые, даже самые высокие Божии дары можно извратить, и тогда они вместо добра приносят зло и вместо пользы — вред и разрушение. Старец Паисий Святогорец говорит, что если человек не будет к себе внимательным и не употребит свои силы и способности во благо, то к нему приходит диавол, который эти способности извращает и начинает их использовать для своих целей. Вот тогда наши природные свойства и становятся страстями.