«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так закачивается их жизнеописание. Когда мы его читаем, у нас возникают два вопроса. Первый вопрос: как мог Вонифатий претерпеть те лютые нечеловеческие мучения, к которым он был совершенно не готов и которые столь неожиданно на него обрушились? Ведь до этого он проводил жизнь рассеянную и изнеженную?

На это ответ простой: он мог перенести их только потому, что Сам Господь помог ему и дал Свою Благодать. Когда Благодать приходит в душу человека, тогда человек становится другим и бывает способным на то, на что в другое время он никогда не был бы способен. От действия Благодати в сердце Вонифатия зажглась любовь к Богу и к людям, которая и дала ему силы претерпеть все эти ужасные мучения. О таком состоянии мученичества святой Никита Стифат говорит следующее: «Будучи глубоко уязвлены любовью к Богу, мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им, и всегда находили, что страдания их далеко отстоят от меры их пламенного желания страдать за Господа». Бог есть любовь, и Своим избранникам Он дает огонь небесной любви. И сила этого огня такова, что его не могут потушить никакие земные испытания, никакие страдания и скорби. В Священном Писании сказано: большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Ярким подтверждением этих слов как раз и является мученичество святого Вонифатия.

И второй вопрос: хорошо, Бог дает Своим избранникам огонь небесной любви, это понятно. Однако непонятно, каким образом Вонифатий вдруг оказался в числе таких избранников? Какие особые заслуги имел он перед Богом? Ведь этот человек проводил свою жизнь в грехах, был рабом страстей, — за что же Господь так много помог ему? Почему дал ему столь великую Благодать мученичества?

Ответ на этот вопрос нужно искать в следующих словах Христа: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Вонифатий был милостивым, потому и был помилован. Один известный старец говорил, что мы не можем полюбить Бога, если прежде Он не полюбит нас. Действительно, эта мысль находит подтверждение и в Евангелии. «Никто не может прийти ко Мне, — говорит Господь, — если не привлечет его Отец, пославший Меня». И еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». То есть прийти ко Христу можно только тогда, когда Он Сам изберет и привлечет человека к Себе. Господь хочет, чтобы все спаслись, хочет всех избрать и привлечь к Себе, однако, чтобы это произошло, человек должен оказаться достойным такого избрания, должен заслужить любовь Бога к себе. Чем человек может заслужить любовь Бога? Этому учит Сам Господь: если заповеди Мои соблюдете, говорит Он, пребудете в любви Моей. То есть средство для привлечения любви Бога — данные Богом заповеди. Господь как бы так говорит человеку: если хочешь стать достойным Моей любви, исполни не свою, а Мою волю, соблюди Мои заповеди, и тогда Я дам тебе Мою любовь — не такую, как на земле, но любовь небесную, которую никакой человек и ничто земное никогда не смогут тебе дать.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что любовь человека к человеку привлекается красотой телесной, потому что люди смотрят на внешность. Любовь же Бога можно привлечь только красотой души, ибо Бог всегда смотрит на сердце человека. Исполняя заповеди, человек украшает душу для Бога и так становится достойным Его любви. И Господь в ответ дает ему Свою любовь и Благодать, от которой сердце человека загорается ответной любовью к Богу. И тогда человек изменяется и становится другим. Это самое и произошло со святым Вонифатием, который исполнил одну из самых главных заповедей Господа — о милосердии и сострадании. Почему и дал ему Бог Свою любовь и Благодать, которая произвела мгновенное его перерождение, перерождение по образу благоразумного разбойника…

Читая житие святых Вонифатия и Аглаиды, в который уже раз удивимся, братия и сестры, той силе, какую имеет исполнение заповеди Христа о милосердии. Царь и псалмопевец Давид прославляет исполняющих эту заповедь в следующих словах: блажен, говорит он, кто помышляет о бедном и убогом! В лютый день бедствия избавит его Господь. Но самое главное заключается в том, что не только от временных бедствий будет избавлен милостивый, — он избежит также и вечных бедствий — то есть вечной адской казни, ибо, как известно, перед вратами гееннскими стоит Милосердие и не попускает ввергнуть туда никого из своих детей. Аминь.

О терпении скорбей