«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господь ведет нас ко спасению, ведет премудро, и все, что случается с человеком, непременно случается по Промыслу Божию — и приятное, и неприятное, радость и горе, счастье и несчастье. Зная это, христиане с благодарением принимают в своей жизни не только радостное, но и скорбное, не только сладкое, но и горькое — ведь и то и другое, как и вообще все в жизни, посылается нам от Бога. По словам святых отцов, Господь посылает скорби потому, что они приносят нашей душе пользу и помогают ей спасаться. Так же учит и Священное Писание, в котором сказано, что многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие. Какую же пользу приносят человеку скорби?

Прежде всего, скорби невольно отрывают нас от земли, от привязанности к плоти, от пристрастия к миру. Все мы слишком сильно привязаны к мирскому, к плотскому, к материальному, погрязли в мирском прахе и суете. Однако если в душе человека преобладает плотское и материальное, то духовное и небесное в ней пребывать не может. Святой Исаак Сирский говорит, что Господь души тех христиан, которые слишком слабы, чтобы по своей воле приобрести себе вечную жизнь, скорбями невольными приводит на путь спасения.

Не может угодить Богу и не идет по пути спасения человек, всецело погрязший в земном. Об этом сказано у апостола Павла: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся». И еще: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Итак, если Господь видит, что человеку угрожает опасность утонуть в болоте бездуховной жизни и погибнуть, то попускает ему какие-нибудь скорби, чтобы через них человек хотя бы невольно вспомнил о Боге и исправился. «Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — тому посылает непрестанные скорби, в особенности когда душа избираемая заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни… Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения…»

Приведем пример. Человек в детстве и юности ходил в храм, вел христианский образ жизни, но впоследствии отошел от Церкви, и мирская суета — удовольствия плоти, погоня за богатством и прочее — поглотила его. Господь видит, что этот человек может приносить духовные плоды, но пристрастие к мирскому мешает ему. Сначала Господь пытается разными способами его вразумить. Однако время идет, а человек не подает никаких признаков исправления. И тогда Господь попускает ему заболеть какой-нибудь болезнью. Врачи, например, обнаруживают у него в венах тромб, который может в любой момент оторваться, и тогда наступит мгновенная смерть. Когда человек достоверно знает, что в любой момент он может умереть, тогда начинает смотреть на мир, на себя и на свою жизнь совершенно по-другому. Он вдруг начинает понимать и видеть всю суету, скоротечность и бессмысленность земных удовольствий, земных привязанностей, богатства, славы и тому подобного, чем обычно живут люди. «Вот, я гонялся за всем этим, — думает он, — но завтра или даже сегодня я могу умереть, — и какой же смысл в этой моей жизни?» И тогда человек вспоминает о Боге, о спасении, о вечности и об истинном смысле жизни. Таким образом, через болезнь человек исправляется и обращается к Богу, чего бы, конечно, не было, если бы он оставался здоровым.

Другой пример: человека посадили в тюрьму. Конечно, это большая скорбь и для него, и для его близких. Однако Господь видит, что если он будет продолжать жить, как раньше, то неминуемо погибнет. Тогда как такое потрясение, как тюрьма, сможет его привести в чувство. В тюрьме у него будет возможность подумать, посмотреть на себя со стороны, переосмыслить свою жизнь. К тому же к заключенным там будет приходить священник, так что он сможет покаяться и приблизиться к Церкви, а значит, к спасению.

Старец Паисий Афонский рассказывал случай, как пьяный водитель насмерть сбил ребенка. По человеческому рассуждению, это была большая и бессмысленная трагедия: погубленная молодая жизнь, огромное горе для отца и матери, изуродованная судьба водителя. Но старец Паисий, которому часто были открыты пути Божественного Промысла, объяснил смысл случившегося так: водитель жил плохой греховной жизнью, и происшедшее с ним потрясение и тюрьма помогут ему прийти в себя. Также и родители ребенка: через свое горе они придут к Богу. Что же касается самого ребенка, то мы, люди, не знаем, какая была бы у него жизнь. Будущее известно одному только Богу, и если Господь видит, что человек впоследствии собьется с пути, совершит тяжкие грехи и погибнет, то часто Он забирает его из мира раньше, чем все это случится.

Из рассказа старца видно, что даже и саму смерть Господь посылает человеку для его блага, то есть для спасения в вечности. Ибо мы всегда смотрим на время и стараемся благополучно и беззаботно прожить на земле, а Господь прежде всего смотрит на вечность: что ждет человека там? Рай или ад? Вечное блаженство или вечная мука? И использует все возможные средства, чтобы спасти его от ада и привести в Рай.