«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таким образом, оказывается, можно ходить в храм, исполнять внешне церковные установления, а внутри при этом оставаться язычником, служащим кумирам и ложным богам, то есть страстям и грехам. И такое состояние есть самое настоящее идолопоклонство, точно так же удаляющее человека от Бога истинного, как и древние языческие культы. О таком внутреннем язычестве писал апостол Павел в послании к Ефесянам, где прямо сказано, что блудники и сребролюбцы являются идолослужителями и потому не имеют наследства в Царстве Христовом.

То же самое говорят и святые отцы. По словам преподобного Макария Египетского, то, к чему привязано сердце человека, к чему влечет его пожелание, это самое и становится для него ложным богом, то есть кумиром и идолом. Например, если человек пристрастен к деньгам, заражен духом сребролюбия, то он служит кумиру денег и является идолослужителем. Если кто-то чрезмерно пристрастен к еде и не может ограничить себя даже в постные дни, то такой должен знать, что богом для него стало чрево и что оно заслонило от него истинного Бога. Человек, предающийся блуду и распутству, приносит жертвы языческой богине похоти — Афродите. Точно так же обстоит дело и с прочими страстями: человек гордый, имеющий о себе высокое мнение, поклоняется кумиру собственного «Я». Человек, пристрастный к рулетке или игровым автоматам, сложил свою голову идолу Гермесу. Пристрастный к выпивке поклоняется лжебогу Дионису, а для тщеславного и любящего похвалы кумиром стало чужое мнение о нем, и этому кумиру он приносит многие жертвы.

Только что перечисленные пристрастия носят очевидно греховный характер, однако у людей бывает множество и других слабостей, более тонких, которые даже и не всегда являются грехом, но тем не менее обладают душой человека и потому отрывают ее от Бога. Многие, например, пристрастны к музыке, или фильмам, или политике, или футболу, или телевизору, или автомобилям, или нарядам — список этот можно продолжать и продолжать. Каждое из таких пристрастий отнимает часть человеческого сердца, которое должно быть полностью отдано Богу. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», — говорит Христос в Евангелии. Господь хочет войти и обитать в сердце человека, однако если оно наполнено многими пристрастиями, то для Него там просто не остается места. Сердце человека должно быть подобным храму — очищенным и украшенным для Бога. Как неуместны идолы и вообще посторонние предметы в храме истинного Бога, так неуместны они в человеческой душе. Представим себе, если бы мы в храме поставили игровые автоматы, или принесли сюда развратные журналы, или стали бы включать непристойную музыку, или устроили тир для стрельбы — то разве бы не осквернили мы этим храм Божий, не подвигли бы Господа на праведный гнев? Конечно, подвигли бы. Но ведь душа человека — это тоже храм, и притом созданный не людьми, а Самим Творцом, и вот этот храм мы безбоязненно оскверняем многими грехами и нагромождаем там идолов страстей, так что Господь уже затрудняется туда войти, потому что место занято и осквернено.

Идолопоклонство в Священном Писании часто называется блудом и прелюбодеянием. Это означает, что для народа Божия оно является изменой небесному Жениху — Богу. Душа человека есть невеста, обрученная Самому Господу Богу. Во всей полноте этот брак осуществится после Страшного Суда, в Царстве Христовом, а пока душа живет на земле, она — невеста. От невесты же прежде всего требуется чистота и верность жениху. Если невеста перед свадьбой заводит романы направо и налево, — то кому нужна такая невеста? Кто согласится заключить с ней брак?

Преподобный Макарий сравнивает душу человека с безродной девицей, которую великий и славный царь, полюбив, привел к себе во дворец и сделал госпожой всех своих богатств и всего царства. Если же после этого, говорит святой Макарий, девица та начнет жить скверно и развратно, то с позором изгоняется она из царского дворца, теряет все богатства, лишается любви и расположения царя и становится опять безродной оборванкой. Точно так же и душа, которую обручил Себе в невесту небесный Жених — Христос для таинственного и божественного с Ним общения, если не последует Его воле и окажется Ему неверной, если будет жить бесстыдно и беспутно, то с позором изгоняется она вон и отлучается от жизни вечной, как оказавшаяся непотребной и неспособной к общению с Небесным Царем.

Чтобы не случилось с нами, братия и сестры, чего-либо подобного, чтобы не быть нам отверженными Богом за наши измены Ему и неверность, будем всегда внимательны к себе, будем смотреть в свое сердце — что там происходит, к чему оно привязано, кому оно принадлежит — истинному ли Богу или кумирам и идолам? Если сердце человека обручено Господу, то оно должно беречь свою чистоту, как бережет ее невеста. Ведь именно этому учит нас Священное Писание. «Больше всего хранимого, — сказано там, — храни сердце твое, потому что из него источники жизни».

Приложим же, братия и сестры, все усилия к тому, чтобы избавиться от внутреннего идолопоклонства, отрывающего нас от Бога и делающего нас по отношению к Нему изменниками и прелюбодеями. Только тот, кто сохранит свое сердце от язычества, может исполнить первую и самую важную заповедь — любить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Итак, если мы хотим исполнить эту заповедь, если хотим пребывать в любви Божией, мы всегда должны помнить слова великого учителя этой любви — апостола Иоанна Богослова, который как будто именно к нам обращается в своем послании: «Дети, храните себя от идолов». Аминь.