«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Конечный результат этого длительного процесса сегодня совершенно очевиден: кризис христианства на Западе достиг того последнего предела, за которым само его существование становится невозможным. Вести, приходящие иногда из Европы, способны потрясти любого человека, у которого сохранились хоть какие-то остатки христианского мировосприятия. Приходилось, например, неоднократно слышать, что часто даже те, кто считает себя там верующими людьми — католиками и протестантами, не верят в такие основные христианские истины, как Воскресение или Вознесение Христа или Его непорочное зачатие. В эти и другие основополагающие догматы не верят даже многие профессора, преподающие на богословских факультетах и в семинариях. Нужно ли говорить, что, отвергая эти истины, западные люди отвергают христианство? И можно ли после этого удивляться, что в Европе в настоящее время наблюдается столь катастрофический упадок церковной жизни? Согласно статистике, за последние четверть века число людей, посещающих церковь, сократилось в западных странах на треть, а где-то даже на половину. Храмы закрываются за ненадобностью, и их выставляют на продажу. Сейчас в Западной Европе наблюдается настоящий всплеск торговли бесхозными храмами и монастырями. Многие сотни древних прекрасных храмов и монастырей распродаются под рестораны, клубы, гостиницы, общежития и тому подобное. Похожее было разве что в коммунистической России, с той лишь разницей, что там это делалось принудительно и по причине гонений на веру, а здесь все происходит добровольно — по причине равнодушия к вере и отхода от нее.

Такой кризис, такая плачевная картина имеют место сегодня на Западе. И истоки этой беды можно видеть в том далеком XIV веке, когда Западная Церковь отвергла учение о Благодати, соединяющей человека с Богом. Ибо именно с этой эпохи набирает силу катастрофический процесс падения христианства на Западе, приведший за истекшие века к полному забвению веры, бездуховности и атеизму.

Что же касается Православной Церкви, то она, по милости Божией, избежала такого падения, и обязаны мы этим святителю Григорию Паламе, который все свои силы посвятил борьбе с лжеучением Варлаама. Борьба эта не была быстрой и легкой, она продолжалась около четверти века, до самой смерти святителя. У Варлаама имелось много сторонников среди высокопоставленных церковных и государственных людей. Даже Патриарх Константинопольский Иоанн поддерживал его лжеучение. В борьбе с еретиками святителю Григорию пришлось пережить много скорбного, много гонений и преследований. Пережил он и тюремное заключение и, самое страшное из всего, — отлучение от Церкви. Однако итогом его многолетней борьбы стало полное торжество истины. На нескольких созванных церковных соборах богословие святителя Григория было признано истинным и православным, а учение Варлаама осуждено как ересь и предано анафеме. Варлаам с позором уехал из Константинополя в Италию, где римский папа сделал его католическим епископом. Святой же Григорий был возведен на архиепископскую кафедру города Фессалоники, где продолжал писать сочинения в защиту православия до самой смерти.

Кончина святого была блаженной. В житии повествуется, что за день до смерти, когда Церковь праздновала память святителя Иоанна Златоуста, ему явился сам святитель, который с любовью, как своего друга, звал его к себе. Узнав от него, что на следующий день он перейдет в вечность, Григорий созвал своих учеников, чтобы дать им последнее благословение. Когда он умирал, ученики видели, что уста его что-то шепчут, но не смогли всего разобрать, а расслышали только: «В горняя! В горняя!» С этими словами он предал свою душу Богу. Когда это произошло, лицо его просветилось и вся комната озарилась светом. Кончина святителя Григория последовала 14 ноября 1359 года, в день, предсказанный Иоанном Златоустом. Спустя девять лет он был причислен к лику святых на Константинопольском соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю. Память его Церковь совершает в день преставления, а также во второй воскресный день Великого поста, который иногда называют вторым торжеством православия.

Итак, братия и сестры, Церковь Христова отвергла ересь Варлаама, закрывающую небо от человека и делающую Бога недоступным для него. Учение же святителя Григория Церковь приняла и исповедует даже до настоящего времени. Впрочем, нужно сказать, что богословие святого Григория не утверждало ничего нового, что было бы ранее неизвестно. Оно лишь суммировало и с предельной ясностью раскрыло учение отцов древней Церкви о том, что Бог доступен для человека через Свои энергии, или, по-другому, Благодать. Это учение положено в православии во главу угла духовной жизни, смыслом которой как раз и признается стяжание Благодати Божией. Без Благодати нет и не может быть ни истинной праведности, ни освящения, ни спасения. Человек, не стяжавший Благодати, не может оправдаться перед Богом, но является перед Ним скверным и непотребным. Преподобный Макарий Египетский говорит: как в нашем мире, если кто-нибудь обнажен, то это является для него бесчестием, и все люди, даже и друзья, и родные отвращаются от него, так и в Небесном Царстве, если кто не облечен в одежды Святого Духа, то Бог отвращается от него, и бывает он покрыт великим стыдом и бесчестием…

Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы приобрести Благодать, чтобы облечься в небесные одежды Святого Духа. Послушаемся наставления об этом самого святителя Григория, память которого мы сегодня празднуем. В своей беседе на Преображение Господне он говорит так: «Будем веровать, как научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огонь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

О расслабленном, носимом четырьмя

В Евангелии есть рассказ, как однажды Христос, находясь в городе Капернауме, пришел к одному человеку в дом и учил там людей. Собралось великое множество народа, желающего Его слушать и исцелиться от своих недугов, — ведь все знали, что Он исцелял больных. И вот четверо мужчин принесли парализованного человека и хотели внести его к Иисусу. Однако они не могли этого сделать, так как все проходы в дом были заполнены народом. Тогда они сделали вот что: поднялись по лестнице на крышу дома, разобрали кровлю и на веревках опустили одр с больным прямо перед Христом. Нам может показаться странным, как они могли так легко разобрать кровлю дома? Дело в том, что в Палестине очень жаркий климат, дожди там бывают редко, и поэтому крыши некоторых построек, особенно в летнее время, имели там очень нехитрое устройство: на поперечные жерди набрасывали или ветви деревьев, или камыш, или какие-нибудь кожи. Такую крышу нетрудно было разобрать. Итак, когда они спустили вниз больного, Господь, видя веру их, исцелил его, так что тот сразу встал и начал ходить.