«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

То же самое можно сказать и о постах, — часто мы не проявляем здесь должного терпения и постоянства. То же самое можно сказать и о храмовых службах, и о Причастии. Ибо бывает, что у нас не хватает усердия даже на то, чтобы правильно подготовиться к Причастию, и потому мы причащаемся или редко, или без должной подготовки.

Если сказать коротко, вся христианская жизнь требует от нас многого терпения, настойчивости и постоянства. Без терпения и постоянства она невозможна. Кроме сегодняшнего Евангелия, об этом говорит, например, известная притча Христа о семенах, посеянных на неглубокой земле и скоро засохших. Эти бесплодные семена как раз и означают людей, не имеющих постоянства в христианской жизни. Часто такие люди сначала увлекаются Божественным учением Христа, решают начать жить по-христиански, но когда сталкиваются с трудностями — с тем, например, что нужно читать правило, ходить в храм, соблюдать посты и прочее, то мало-помалу отходят от христианского пути, оставляют церковную жизнь и отпадают таким образом от Церкви и от Христа.

О добродетели постоянства говорится и во многих других местах Евангелия. Например, в притче о судии неправедном, который никак не хотел помочь бедной вдове, но та настойчиво ходила к нему до тех пор, пока он не исполнил ее просьбу. Или еще есть рассказ об одном человеке, который стучался к своему другу, прося дать немного еды для неожиданно пришедших гостей. Сначала тот не хотел дать, но просящий проявил настойчивость, и пришлось ему все-таки эту просьбу исполнить. Также есть повествование о слепом Вартимее, из города Иерихон, который с великим воплем и усилием просил Христа об исцелении, несмотря на то что весь народ заставлял его молчать.

Все эти примеры, братия и сестры, говорят о том, что постоянство, настойчивость и терпение — очень важные для нас качества. Ибо в христианской жизни все достигается именно через них. Постараемся же приобрести и усвоить себе эти добродетели, покажем терпение и настойчивость в наших трудах по Богу, ведь Царствие Небесное, по слову Самого Христа, Господа нашего, силою берется, и только тот, кто прилагает усилие, достигает его. Аминь.

О терпении болезней

Просите — и дастся вам, говорит Христос в Евангелии. Всем известны эти слова, однако всем известно и то, что далеко не всегда Господь исполняет наши прошения. Почему Он так поступает? Может быть, потому, что забыл нас или не любит? Или равнодушен к нашим скорбям? Конечно нет. Господь не забывает нас никогда. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», — говорит Господь в книге пророка Исаии. Но почему же тогда Он не всегда исполняет наши просьбы?

Господь поступает так именно потому, что Он — любящий Отец. Ведь и у людей отец далеко не всегда исполняет просьбы своих детей. Старец Паисий Святогорец приводил такой пример: маленький сын просит, чтобы отец купил ему мотоцикл. Но отец знает, что сын еще незрелый и может разбиться, и потому не слушает его. Когда сын подрастет и повзрослеет, отец купит ему не только мотоцикл, но и машину. Из этого примера видно, что главная причина, почему Господь не исполняет наших прошений, состоит в том, что нам не на пользу то, чего мы просим. Это подтверждает нам и Священное Писание. «Просите, и не получаете, — говорит апостол Иаков, — потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

Однако с таким выводом нам часто бывает трудно согласиться. Мы, например, просим Бога о том, чтобы Он избавил нас от болезни, а Господь почему-то медлит это исполнить. Мы мучаемся, унываем, начинаем роптать. Нам кажется, что быть здоровыми для нас полезнее, чем болеть. Однако Бог лучше знает, что нам полезно, а что вредно. Ведь далеко не всегда физическое здоровье приносит пользу человеческой душе. Здоровым полезнее быть для приятной и удобной жизни, для веселья и удовольствий, для достижения успеха в мире, но не для духовной жизни и не для спасения души. Многим это может показаться странным, но часто для спасения души человеку как раз полезнее болеть, чем быть здоровым. Болезнь, по словам святых отцов, может дать душе гораздо большие блага, чем здоровье. Какие же блага может дать болезнь душе? Попробуем ответить на этот вопрос.