«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Есть и еще одна польза от болезни: она отрывает человека от мира, от привязанности к мирской суете. Когда человек совершенно здоров, он чаще всего бывает целиком поглощен мирской суетой — погоней за богатством, славой, удовольствиями. Для небесного и для духовного в его жизни просто не остается места. Когда же посетит его какая-нибудь болезнь, то он начинает смотреть на себя и на свою жизнь совершенно по-другому. У него с глаз как будто спадает пелена, и ему открывается, насколько суетными и ничтожными были те мирские блага, к которым он стремился. У человека происходит переоценка ценностей, и душа его начинает мало-помалу приходить к покаянию и исправлению жизни. Почему и говорит святитель Игнатий Брянчанинов, что одр болезни часто бывает местом самопознания и богопознания.

Еще болезнь помогает человеку смириться. Ведь очень многие из нас страдают от гордости. Но гордая душа не может войти в Царство Небесное, ибо оно есть Царство любви и смирения. Потому и говорит Господь: научитесь у Меня кротости и смирению. Однако сами мы добровольно не хотим учиться этой науке. Когда же постигнут нас болезни, тогда мы начинаем смиряться уже невольно. Если даже апостолу Павлу угрожала гордость и нужен был ангел сатанин, чтобы удручать его, то тем более он нужен нам.

Еще одна польза от болезни: она бывает поводом для обращения к Богу и к Церкви. Увы, люди часто относятся к Богу как эгоисты и вспоминают о Нем, только когда им что-то нужно. Когда же у них все хорошо, то о Боге, о молитве и о Церкви они быстро забывают. И если бы не посетила их болезнь, то так бы и забыли навсегда. А вот когда у человека начинаются проблемы со здоровьем, тогда, глядишь, он и молиться начал, и храм стал посещать, и на исповедь пришел. Смысл здесь опять тот же самый: нехотящих прийти к Нему добровольно Господь подталкивает и приводит невольно — через болезнь.

Итак, вот только некоторые положительные действия, которые оказывает на человека болезнь, если, конечно, он будет переносить ее с верой и терпением. По этой причине Господь часто и не торопится избавить нас от болезни, ибо знает, какую пользу приносит она душе. Нередко бывало, что даже великие святые, несмотря на то что по их молитвам исцелялись другие люди, сами проводили свою жизнь в болезнях. Например, страдали всю жизнь от болезней преподобный Амвросий Оптинский, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Пимен Многоболезненный. Очень многие святые, находясь в болезнях, просили Бога не исцелять их. Старец Паисий рассказывал про одного афонского подвижника, епископа Иерофея, жившего на покое в скиту Святой Анны. Когда однажды монахи помогали ему сесть на мула, то случайно увидели его больные, страшно распухшие ноги. Монахам стало жутко, но они промолчали. Епископ заметил это и сказал: «Это самые лучшие дары, которыми наградил меня Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал».

Так относились святые к телесным болезням. И мы должны к ним относиться так же. Это, конечно, не означает, что нужно самим искать для себя болезней или выпрашивать их у Бога. Здоровье — великий Божий дар, и мы должны его беречь. Кроме того, мы не знаем, сможем ли мы терпеть болезнь с пользой для души. Знает это только Бог, который и посылает болезнь тому, кто имеет силы понести ее с пользой. В этом мы должны доверять Богу: если Он не дает болезни, то, значит, не на пользу она нам. Если же попускает нам заболеть, то, значит, мы можем понести болезнь с пользой для себя. Таким образом, в этом вопросе нужно следовать известному правилу: на крест не просятся, но и с креста не бегают.

Если же угодно будет Господу Богу послать нам болезнь, то понесем ее, братия и сестры, с терпением, верой и благодарением, помня слова апостола о том, что если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Аминь.

Святой преподобный Алексий, человек Божий

Святой Алексий родился в Риме в конце IV века от очень богатых и знатных родителей. Сначала у них долгое время не было детей, и отец очень скорбел об отсутствии наследника, которому он мог бы оставить свое огромное состояние. Будучи людьми благочестивыми, родители много молились Богу о даровании сына. Из Священного Писания и из житий святых мы знаем, что часто в таких случаях рождались великие Божии угодники и праведники — рождались как плод долгой и горячей молитвы к Богу. Так, например, родились святой пророк Самуил и святой Иоанн Предтеча. Так родилась Сама Матерь Божия. Так родился и святой Алексий: Бог внял многим молитвам его родителей и даровал им сына.