«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это может показаться невозможным чудом, однако если мы вспомним, что для христиан, читающих молитву «Отче наш», Бог является Небесным Отцом, то все сразу становится понятным. Ибо если и земной отец прощает вину кающемуся сыну, то тем более прощает ее Отец Небесный.

Пример отмены духовных законов хорошо виден из Евангельского повествования о блудном сыне, тяжкие грехи которого отец не помянул, но с радостью ввел раскаявшегося сына в дом. Также это хорошо видно на примерах многих святых, пришедших к Богу от великих грехов и освятившихся через покаяние. В качестве самого яркого такого примера можно указать на житие преподобной Марии Египетской, память которой мы сегодня совершаем.

Мария жила в столице Египта Александрии, в конце V века, и в молодости была блудницей, женщиной легкого поведения. Она буквально утопала в грехах и являлась дочерью геенны и погибели. Надежды на ее спасение, казалось, не было никакой. По всем духовным законам она подлежала осуждению. Но вот в ее душу пришло покаяние, у нее с глаз как бы спала пелена, и она увидела мерзость и безобразие своих грехов. Покаяние изменило ее жизнь до неузнаваемости, произошло чудо — из великой грешницы она стала великой подвижницей и одной из самых великих святых.

Почему же, спросит кто-нибудь, покаяние имеет такую силу? Потому что в покаянии сокрыта тайна бесконечной любви Бога к падшему и грешному человеку. Тяжкие грехи — это огромная глыба или гора, но любовь Божия — океан, в котором эта гора тонет. Нужно только сбросить ее с себя, то есть нужно покаяться.

Следует также сказать, что житие преподобной Марии имеет к большинству из нас самое прямое отношение. Между ее жизнью и нашей имеется как сходство, так и различие. Сходство заключается в том, что многие из нас были призваны в Церковь уже в зрелом возрасте, успев совершить в жизни множество грехов. Различие же состоит в том, что преподобная Мария стала великой святой, а мы пока не стали. Почему это так? Потому что покаяние преподобной Марии было несравненно более глубоким и сильным, чем наше. Она поистине сотворила достойные плоды покаяния. Ее покаяние было огненным. Она имела непоколебимую решимость следовать за Христом даже до смерти, а святые отцы говорят, что горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, чем труды долгого времени без него. Вот потому и восприяла преподобная Мария от Бога прекрасный и неземной дар святости. Мы же не имеем горячего произволения следовать за Христом, а потому хотя и идем за Ним по той же дороге, но плетемся с низкой скоростью, часто останавливаемся, а то и вообще движемся вспять. И потому те, кто имеет покаяние и горячее произволение, легко нас догоняют и перегоняют. Старец Паисий говорил, что если люди, живущие в миру, имеющие необузданный характер и обуреваемые страстями, не отчаются, но обратятся на покаяние и, возложив упование на всемогущество Божие, повернут руль своей мощной машины вверх, то очень скоро они обгонят другие машины, которые ехали много лет впереди них с низкой скоростью. Во времена молодости преподобной Марии в Александрии было много христиан. Наверное, глядя на ее блудную и скверную жизнь, они часто осуждали ее. Однако, обратившись к покаянию и изменив свою жизнь, она быстро обогнала всех тех, кто ее осуждал, кто двигался впереди нее с низкой скоростью…

Из жития преподобной Марии извлечем для себя, братия и сестры, два важных урока. Во-первых, никого никогда нельзя осуждать, даже явных и тяжких грешников. Преподобную Марию осуждали очень многие, а она стала одной из самых великих святых. И во-вторых, попытаемся увидеть со стороны самих себя и определить — движемся ли мы, и с какой именно скоростью движемся по пути христианской жизни? Не стоим ли мы на месте? Не плетемся ли черепашьим шагом? Не делаем ли один шаг вперед и два назад? И после того как мы это определим, постараемся увеличить ту скорость, с которой мы идем за Христом, с которой движемся по пути спасения. Аминь.

Жизнь христианина подобна Великому посту