«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Истинно, подлинно и непреложно, что Христос победил смерть и низложил ее державу. После Воскресения Христа смерть, которая для нас неизбежна, уже не есть смерть. Она не есть смерть хотя бы уже потому, что касается теперь только нашего тела. Душа же христианина не подвластна смерти, она уже не умирает, не погибает в аду, как это было до Христа, но переходит в Царство святых, где живет вечно.

Да, смерть пока еще имеет власть над нашим телом, однако и эта власть не будет продолжаться долго, — скоро она будет отнята у нее. Святитель Григорий Нисский говорит, что, как ядовитая змея, которой был нанесен смертельный удар, не мгновенно умирает, но некоторое время еще может ползать и кусаться, так и смерть хотя и смертельно поражена Воскресением Христовым, но какое-то время она еще может действовать в нашем мире. Однако теперь это уже не есть смерть в собственном смысле, а правильнее будет назвать ее сном или успением. Ведь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, смерть только тогда есть смерть, когда она вечна, когда умирают навеки, навсегда, а если она лишь временна, то это уже не смерть, но сон. Когда же окончится этот сон, тогда, по неложному слову Писания, тела всех когда-либо живших на земле людей будут воссозданы Богом и предстанут на Страшный суд. Вот тогда и упразднится последняя власть смерти — власть над телом человека.

Но кто-нибудь снова может задать вопрос: как воскреснут мертвые? Разве это возможно? Ведь многие люди, например, сгорели, некоторые утонули и стали пищей рыб, а кого-то растерзали дикие звери? Как же смогут все эти люди воскреснуть?

Отвечая на подобный вопрос, святитель Игнатий Брянчанинов приводил следующее сравнение. Представьте себе, говорил он, что есть человек, который ни разу не видел, как оживает природа весной. И вот если бы такому человеку сказать, что зимний сад, где стоят мертвые голые деревья, где дуют ледяные ветры, где все застыло, покрыто снегом и нет никаких признаков жизни, — если бы ему сказать, что пройдет всего лишь несколько месяцев и этот сад оживет: холод и снег исчезнут без следа, земля украсится цветами и травами, деревья покроются листьями и будут приносить плоды, воздух будет наполнен благоуханием цветов и пением птиц, — если бы ему все это рассказать, то он, конечно, не поверил бы, что так будет. И однако же это чудо совершается на наших глазах каждую весну, просто мы привыкли к нему и потому не замечаем.

Вот точно так же будет и воскресение мертвых тел — оно будет непременно, каким бы невероятным и невозможным это ни представлялось сегодня некоторым неверам. Ибо Христос воскрес из мертвых первый, чтобы и мы вслед за Ним воскресли и имели участие в Его жизни, жизни, не имеющей конца. Аминь.

Неделя святых жен Мироносиц

В ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И это имело место не только в среде языческих народов, но и у евреев. Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле». Также известно, что благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами. Даже с собственной женой нужно было говорить как можно меньше. И поэтому то, что Христа часто окружали женщины, что они слушали Его учение и следовали за Ним, представлялось в те времена делом небывалым и неслыханным. Такое поведение шло вразрез с многовековыми правилами ветхозаветного благочестия.