«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чтобы не впасть в такую беду, нужно в толковании Писания непременно следовать святым отцам, то есть людям, которые правильное понимание Библии подтвердили святостью своей жизни. «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания, — говорит святитель Игнатий, — Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его через святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и само Священное Писание».

Конечно, все сказанное не означает, что при чтении Библии нам следует полностью отказаться от своего разума. Нет, самостоятельно мы тоже должны думать, должны стараться своей головой, своим сердцем понять смысл написанного в Библии, но только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на свой ум и постоянно сверяя свои выводы с толкованием святых отцов, стараясь усвоить себе их понимание Писания, их образ мыслей.

Наконец, четвертое правило: для того, чтобы понимать Священное Писание, нужно не просто читать и изучать его, но исполнять в своей жизни то, что там написано. Тайны Божии имеют следующую особенность: они постигаются не одним только умом человека, но всем образом его жизни. Истинное знание есть жизнь в соответствии с познанной истиной, говорит преподобный Иоанн Карпафский. Одно лишь теоретическое знание, не оправданное жизнью, есть только видимость, личина истины. К людям одного лишь теоретического знания применимы слова апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать». Можно, например, много изучать Библию с точки зрения чистой науки, как филологи изучают античную литературу, Гомера или Вергилия, однако такое внешнее изучение не приближает нас к истине и не приводит к Богу. Ведь нередко и атеисты для своих целей изучают Библию, но разве поможет им такое изучение? Также и диавол знает, конечно, текст Священного Писания, но при этом он далек от Бога и от истины, как никто другой.

Таким образом, непременным условием правильного изучения Слова Божия является исполнение в своей жизни того, что там написано. «Не довольствуйся, — говорит святитель Игнатий, — одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию». Также и преподобный Макарий Египетский говорит, что Божественные Писания — это как бы послания, написанные царем, в которых сказано: «Старайтесь скорее прийти ко мне и получить от меня царские дары» — и если не придем и не получим, то не принесет нам пользы чтение посланий, а напротив, скорее будем повинны смерти за то, что не хотели прийти.

Таковы основные правила чтения и изучения Библии. Если мы будем их придерживаться, то, несомненно, такое изучение принесет нам великую пользу. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что от чтения Священного Писания душа человека становится сильной, опытной и мудрой. Такая душа приближается к Богу и незаметно мало-помалу восходит по лестнице духовного совершенства. Итак, приложим, братия и сестры, усилия к тому, чтобы читать и изучать Слово Божие так, как научили нас святые отцы, чтобы и нам приблизиться к Богу, чтобы и нам получить от Него Божественные дары, и самый главный из них — дар жизни вечной. Аминь.

Неделя о расслабленном

В Иерусалиме, во времена Христа, недалеко от Соломонова храма находился водоем, в котором омывали овец, предназначенных для принесения в жертву. Жертва Богу была священной, а потому и вода в водоеме считалась святой и чудотворной. Святость воды подтверждалась тем, что от нее бывали случаи исцелений от различных болезней. К водоему вели пять крытых галерей, где во множестве сидели и лежали люди, страдающие от самых разных недугов. Эти люди находились там, желая получить от Бога исцеление. Им всем было известно, что в купальню по временам сходил Ангел Господень и возмущал в ней воду. Вода в купальне тогда как бы закипала. И тот, кто первый после этого в нее погружался, сразу же исцелялся от любой болезни.