«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Однажды во время большого церковного праздника, когда в Иерусалиме было особенно многолюдно, пришел сюда Христос со Своими учениками. Проходя мимо больных, Он увидел среди них человека, который был парализован и лежал здесь тридцать восемь лет. И вот Господь спрашивает его: хочешь ли быть здоров? Да, Господи, смиренно отвечает страдалец, только вот некому мне помочь погрузиться в воду, когда сойдет Ангел. Пока же я сам стараюсь доползти, кто-нибудь другой погружается раньше меня. И тогда Христос говорит ему: встань, возьми одр твой и иди! И он мгновенно исцелился от тридцативосьмилетней неизлечимой болезни и пошел сам, без посторонней помощи. Через некоторое время, снова встретив этого человека в храме, Христос сказал ему следующие знаменательные слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Итак, из этих слов Христа мы видим, что длительная болезнь постигла того человека за его грехи. Святые отцы говорят, что причиной всех болезней и страданий на земле является грех. Многие бывают с этим не согласны и возражают, что есть немало случаев, когда от болезней страдают люди самые добрые и не совершавшие больших грехов. Однако те, кто так говорит, плохо представляют себе, что такое грех, какие есть виды или уровни греха и каков механизм его действия на каждого отдельного человека и на все человечество в целом.

Что такое грех? В самых общих словах грех — это преступление человеком всесовершенной воли своего Создателя. Через грех человек удаляется от Бога и подпадает под власть диавола. Именно через грех диавол приобретает власть над человеком и над миром. Грех действует в роде человеческом на разных уровнях. Есть так называемый первородный грех, грех прародителя Адама. Этот грех — всеобщий, он действует на все человечество и передается как ксерокопия от родителей к детям и от предков к потомкам. Это самый основной, самый всеобъемлющий, самый глубокий уровень греха. Ему подвержены все без исключения люди, весь человеческий род. Последствия первородного греха неисчислимы. Если сказать кратко, это все то мировое зло, разгул которого мы видим на земле. Это также и тотальная поврежденность и подверженность греху человеческой природы. Это также и смерть, безраздельно царствующая в нашем мире над всеми людьми. Все это — последствия первородного греха, греха Адама.

Кроме первородного общечеловеческого греха, есть еще и личные грехи, которые каждый человек совершает в своей жизни. Известно: нет такого человека, который не согрешил, хотя бы только и один день прожил он на земле. Личных грехов у всех людей так много, как много песка на морском берегу. Через личные грехи мы многократно умножаем и без того огромные права диавола, которые он имеет над нами через грех первородный.

Есть еще и другие виды, другие уровни греха, например родовой грех. В Библии сказано, что грехи отцов падают на детей до третьего и четвертого поколения. То есть предки оставляют потомкам не только материальное наследство, но и духовное. И это духовное наследство может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Люди праведной жизни оставляют потомкам Божии дары и благословения. Грешники же, напротив, отдают своих потомков под власть диавола, который, как известно, по природе есть убийца и разрушитель. И бывает, что грехи отцов становятся для детей и внуков самым настоящим родовым проклятием.

Приведем пример. Человек во времена большевистского террора совершал тяжкие грехи: сажал в тюрьму, пытал и расстреливал множество людей, в большинстве своем ни в чем не виновных. И вот нередко оказывалось, что для потомков этого человека совершенные им грехи имели самые ужасные последствия. О людях из его семьи рассказывались потом многочисленные страшные истории — о том, как первый его сын сошел с ума, второй зарубил жену, а сам повесился, дочь попала под поезд, внуки — кто спился, кто покончил с собой, а некоторые умерли от каких-то странных болезней. Все эти ужасные явления — не что иное, как последствия родового греха, который был настолько тяжелым, что несколько поколений людей подпали под разрушительную власть диавола.

Кроме родового греха, следует упомянуть еще грех всенародный, то есть совершенный одним каким-либо целым народом. Тяжесть такого греха несет на себе весь этот народ. Например, совершенный большевиками грех цареубийства лег на весь русский народ. По словам святителя Иоанна Максимовича, «убийство царя легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе». Святитель неоднократно говорил, что за этот грех страдает вся Россия и весь народ. И действительно, последующие за цареубийством десятилетия русской истории — как раз три или четыре поколения — являются одним непрерывным страданием, сплошной чередой бедствий и катастроф.