«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поэтому не нужно думать, что если бы Господь начал огненной метлой очищать землю от зла, то нас эта метла не коснулась бы. Великая глупость и дерзость требовать Божия Суда над миром и думать, что мы на этом Суде устоим. Даже великие святые и праведники трепетали Божия Суда. «Не входи в суд с рабом Твоим, — просил царь Давид у Бога, — потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». А ведь царь Давид — это величайший пророк, который был близок к Богу, как мало кто другой.

Итак, мы видим, что зло на земле смешано с добром, как сорные травы с пшеницей. Отделить одно от другого часто бывает невозможно. Но Бог, по словам старца Паисия, умеет и из этой путаницы извлекать пользу и спасать как праведников, так и тех грешников, которые способны ко спасению. И здесь судьбы Божии бывают бездонны и непостижимы для нас. Старец Паисий рассказывал случай, как один монах, видя царящее в мире зло и несправедливость, молил Бога открыть ему, почему Он это допускает. И вот однажды ему было откровение — он услышал голос, говорящий: «Не испытывай того, чего не достигают твой ум и сила твоего разума. Не взыскуй тайного, потому что судьбы Божии — бездна. Впрочем, раз ты просил узнать это, спустись в мир и внимай тому, что увидишь». Старец спустился в мир, и Ангел привел его к источнику у проезжей дороги, где обычно останавливались для отдыха путники. Рядом росло старое дерево с большим дуплом. Спрятавшись в нем, старец стал ждать.

Через некоторое время к источнику подъехал богатый человек на лошади. Напившись воды, он достал кошелек, полный золота, и принялся пересчитывать монеты. Пересчитав их, он хотел положить кошелек в карман, но нечаянно уронил его в траву. Поев и отдохнув, богач ускакал. Вскоре показался следующий путник. Подойдя к источнику, он увидел кошелек, подобрал его и быстро удалился по другой дороге. Прошло еще немного времени, и показался третий путник — это был какой-то бедняк. Напившись воды, он присел отдохнуть, но тут неожиданно прискакал богач и в великой ярости стал требовать, чтобы бедняк вернул его деньги. Тот с клятвой уверял, что не видел никаких денег. Но богач не поверил ему и, набросившись, стал бить, пока не убил совсем. Тщательно обыскав мертвое тело и не найдя кошелька, он, смущенный и испуганный, ускакал.

Сидя в своем укрытии и наблюдая случившееся, старец просил, чтобы Бог открыл ему, почему Он допустил все это. И вот посланный Богом Ангел сказал ему: «Не думай, что все происшедшее случилось без воли Божией. Слушай, я объясню тебе. Богач, который потерял золото, — сосед того, кто его нашел. Богач притеснял своего соседа и несправедливо завладел его землей. Тот просил Бога о помощи, и потому Бог устроил так, что деньги достались этому человеку. Бедняк же, который убит несправедливо, когда-то сам совершил убийство. Однако он каялся и много просил Бога, чтобы ему самому быть убитым за свой грех. Бог исполнил его просьбу, чтобы душа его была спасена. Наконец, богачу, человеку жадному и жестокому, Бог попустил впасть в грех убийства, чтобы он ужаснулся содеянному, чтобы заболела душа его и он пришел к покаянию. Пройдет время, и человек этот станет монахом. Ты же впредь не испытывай уже судьбы Божии и помни, что не бывает неправды у Бога. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, но причины этого остаются для людей неизвестными». После этого Ангел стал невидим, а монах возвратился в горы, где он подвизался.

Итак, мы видим, братия и сестры, что никогда не следует роптать на Бога, испытывать Его судьбы и упрекать Бога в том, что Он равнодушен к царящему в мире злу и несправедливости. Как же можно упрекать Бога в равнодушии, если Он не оставил нас страдать одних, но Сам стал человеком и пришел в мир, чтобы пострадать вместе с нами от мучащего нас зла и несправедливости? Будем всегда помнить, что Бог есть непостижимая любовь и премудрость. Что только Он один знает пути и конечную цель всего, что Он создал. И хотя Его пути большей частью пока бывают от человека сокрыты, но непременно наступит время, когда они откроются нам во всем совершенстве и премудрости. И тогда мы уже не спросим Бога нашего ни о чем, но прославим Его словами псалмопевца: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои». Аминь.

О духовном бодрствовании

В Евангелии много раз повторяется заповедь о духовном бодрствовании. «Итак, бодрствуйте, — говорит Христос, — потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Также и в другом месте: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». И апостол говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».