«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В приведенных выше словах апостол называет такую радость утешением и говорит, что оно подается от Христа. Апостолы знали это из опыта: они были гонимы, их били, мучили, бросали в тюрьмы и скармливали зверям в цирке. Но вот посреди всех бедствий и скорбей они были полны радости, потому что никакие беды, никакие испытания, никакие скорби века сего не могли погасить пламени любви и Благодати, которым они горели. На них исполнились слова премудрого Соломона: большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Действительно, воды великих испытаний не могли погасить у апостолов этого священного пламени. «Кто отлучит нас от любви Божией, — восклицает святой Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем... »

Все мы, христиане, последователи Иисуса Христа, несем жизненный крест. В этом нет ничего удивительного: если Христос нес крест, то, конечно, и те, кто идет за Ним, неизбежно должны его нести. «Кто не берет креста своего, — говорит Господь, — тот не может быть Моим учеником». Крест наш состоит из трудов, лишений, болезней, страхов, обид, бедности, плохих мыслей и чувств, мучающих нас, и прочих неизбежных в этой жизни скорбей. Святые отцы говорят, что Бог не дает креста выше сил. Но нам скорби часто кажутся непосильными и повергают нас в уныние. Это происходит потому, что мы не умеем к ним правильно относиться. Правильно относиться к скорбям — значит принимать их как горькое лекарство от руки Божией. Или как экзамены, которые мы, по словам старца Паисия Святогорца, должны сдать, чтобы набрать проходной балл в Царствие Божие. Ведь не напрасно сказано в Священном Писании, что многими скорбями подобает нам войти в это Царство. Через скорби и болезни Бог посылает нам поприще для подвига, чтобы мы могли побороться, победить и таким образом быть увенчанными. А без борьбы и без победы никто никогда не увенчивается. Именно в этом заключается смысл скорбей и вообще смысл земной жизни — перенося правильно временные испытания, христиане получают многие венцы в вечности, собирают себе, по слову Господа, великое сокровище на небесах, где ни моль не истребляет, ни воры не могут украсть.

По этой причине духоносные люди, то есть святые и праведники, когда приходили скорби, всегда радовались и благодарили Бога, что Он послал им еще один экзамен, еще возможность побороться, победить и этим послужить и уподобиться Ему. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», — говорит апостол Иаков. А святитель Игнатий Брянчанинов советовал в горе или несчастье вопреки всякой человеческой логике, вопреки здравому смыслу славословить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя за все, ниспосланное Тобой, и за эту скорбь, пришедшую на меня». И если человек будет так поступать, то он увидит, как духовная сила веры и небесная радость рождаются в его сердце. Это и есть та победа, которой христиане побеждают мир с его скорбями. Святитель Игнатий, отвечая на письмо одного страждущего от тяжкой болезни человека, дал ему следующий духовный рецепт: по многу раз в день, особенно в минуты сильных страданий душевных и телесных, произносить следующую молитву: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь, достойное по делам моим приемлю, помяни мя во Царствии Твоем». Эту молитву нужно было произносить неспешно, обязательно со вниманием, пока не удалятся из души терзающие ее скорбь и смущение и пока не придет от Бога мир, утешение и радость.

Христос говорит в Евангелии: «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Апостолы исполнили эту заповедь своего Учителя — при всех скорбях они радовались, и нам они заповедали поступать так же. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — говорит святой Павел. После апостолов эту заповедь исполнили мученики: их терзали, а они радовались и молились за мучителей. И все святые прошли этим же путем радости и благодарения в скорбях. Преподобный Силуан Афонский писал, что он всегда благодарил Бога за скорби, и за это Господь дал ему легко нести все скорби. А одна прозорливая монахиня говорила раскулаченным, ссылаемым в Сибирь и обреченным на голодную смерть людям: блаженны вы, что сподобились так пострадать, потому что на Страшном Суде вам будет намного легче отвечать перед Богом за свой жизненный путь…

Святые отцы учат, что на пути спасения скорби неизбежны. Как за человеком, идущим к солнцу, следует тень, так за христианином, идущим ко Христу, — гонение и брань. О праведниках пророк Давид говорит, что у них бывает много скорбей. Комментируя эти слова, святитель Игнатий задается вопросом: почему часто случается, что явным грешникам не посылаются скорби? И отвечает на него так: потому что грешникам скорби не помогают спасаться. Для праведника скорби — средство, через которое делается несомненным его спасение и умножается безмерно его награда в вечности. А для грешника, для человека гордого, испорченного и не желающего исправляться, скорби послужат только для умножения грехов: ропота, отчаяния, озлобления на Бога и людей. Поэтому милостивый Господь и не дает им скорбей.

Зная все это, братия и сестры, будем мудрыми воинами Христовыми, будем учиться у святых благодушному и мужественному перенесению скорбей, будем учиться благодарить Бога за все, что Ему угодно нам послать. Ведь, по слову апостола, кратковременное страдание на земле доставляет нам в безмерном преизбытке вечную славу на небе. Аминь.

Смысл поста

Каждый пост — это военный поход. Мы выступаем против врага, чтобы отвоевать у него если не всю, то хотя бы часть нашей территории. О какой территории идет речь? О территории нашей души. Эта территория оккупирована врагом со времени падения Адама. До его падения враг не имел доступа к душе человека, не имел над ней никакой власти. Адам был свят и совершен, он был царем всего творения. Но после падения враг получил власть над ним, и душа Адама была захвачена в плен, оккупирована. Этот плен распространился и на все Адамово потомство — на весь человеческий род. От рождения все люди получают душу, плененную врагом. Преподобный Макарий Великий говорит, что со времени падения Адама в душе каждого человека живет тайно и скрытно зло, которое понуждает человека творить грех, а люди думают, что творят его по своему разуму и воле. Конечно, души разных людей оккупированы врагом в разной степени, потому что к общему для всех первородному греху каждый из нас прилагает еще личные грехи, умножая этим права и власть диавола над своей душой.