«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, братия и сестры, из всего сказанного видно, что наш греховный долг перед Богом бесконечно велик и рассчитаться за него нам нечем. Выход есть только один — получить от Бога прощение долга. Господь дал нам покаяние, и покаянием этот долг может быть прощен. Однако прощается он только тогда, когда мы сами прощаем своих обидчиков, в противном же случае долг остается на нас. И действительно, как мы можем рассчитывать, чтобы нам простили миллиард, если сами не хотим простить сто рублей? Если не прощаем даже малейшей обиды и оскорбления? Надежда тщетна — если мы не прощаем, то и миллиардный долг останется на нас. Ибо и главная наша молитва требует того же. Мы говорим: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Если же при этом не прощаем обид, то всякий раз, когда читаем «Отче наш», оказываемся перед Богом обманщиками.

Кто-то, может быть, скажет, что он и желал бы простить обидчика, но не делает этого, потому что хочет, чтобы тот относился к нему по правде и по справедливости. Мне от него ничего не нужно, говорит такой человек, я хочу только элементарной справедливости по отношению ко мне. Однако нам нужно знать, что, руководствуясь человеческой справедливостью, мы Богу угодить не можем. Христос говорит, что если праведность наша не превзойдет праведности книжников, то мы не войдем в Царство Небесное. На Страшном Суде Бог будет судить нас по тому правилу и закону, по которому мы сами относились к другим людям. Если мы относились к ним не по закону любви, но требовали справедливости, то и нас Бог будет судить по закону справедливости. А если нас судить по справедливости, то ни один человек никогда не оправдается перед Богом. Оправдаться перед Ним мы можем только в том случае, если Он будет судить нас по закону любви и милости. Старец Иосиф Исихаст говорит, что если ты требуешь от ближнего справедливости, то сразу же оказываешься стоящим лицом к лицу с Богом, Который тебя выносил согрешающего. А что, если Он отнимет у тебя Свою Благодать и потребует тысячи талантов, которые ты Ему должен? Итак, кто из вас захочет справедливости, пусть знает, что она в том, чтобы носить тяготу своего ближнего до последнего дыхания. Вот как говорят святые Божии угодники.

Все мы, христиане, хотим спастись и войти в Царствие Божие. И вот притча о немилосердном заимодавце открывает нам простой и удобный путь к спасению: прости другим, и тебе Бог простит. Конечно, кто-то скажет, что прощать тоже бывает не всегда легко. Это верно. Как и всякой добродетели, умению прощать нужно учиться. Для этого нужно прилагать усилия и быть внимательным к себе. Также потребна здесь и помощь Божия. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Господь. Сам человек не может приказывать сердцу: у нас нет от него ключей. У Бога же есть эти ключи, и Он может в наше сердце входить и его изменять. Святой Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике, что когда он чувствовал неприязнь к какому-нибудь человеку, то всегда молился Богу, чтобы Он изменил расположение его сердца из недоброго в доброе. И всегда Господь в таких случаях помогал ему.

Мы непременно должны помнить, братия и сестры, что заслуживаем прощения лишь в той мере, в какой сами прощаем других людей. Итак, не будем своим нежеланием простить уподобляться немилосердному заимодавцу. Перестанем, наконец, помнить зло и таить обиду. Понудим себя поступать по любви, постараемся быть великодушными по отношению к людям. Ведь тогда и Господь будет щедр и милостив по отношению к нам, тогда и Он не помянет нам наших долгов. Аминь.

На слова: и был со зверями

В самом начале Евангелия от Марка повествуется, как Спаситель наш Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна, удалился в Иорданскую пустыню. «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, — говорит Евангелие, — и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Обратим здесь внимание, братия и сестры, на выражение «был со зверями» — что означают эти слова? Ведь не случайно же святой Марк упомянул о зверях?

Конечно нет. В Священном Писании все имеет глубокий смысл, и каждое слово имеет свое значение. В данном случае выражение «был со зверями» имеет буквальный смысл, оно означает, что ко Христу в пустыне приходили ее обитатели — дикие звери. Пустыня Иорданская была местом совершенно безлюдным и, значит, подходящим для обитания животных. Кроме того, неподалеку здесь протекала река Иордан, куда животные приходили на водопой. Какие же виды зверей и птиц могли там обитать? Самые разные. В Библии, например, упоминаются антилопы, лани, зайцы, вепри, олени, лисы, волки, львы, леопарды, медведи, орлы, аисты, голуби, дрозды, перепелки, павлины, цапли, ласточки, чайки. Всех этих животных и птиц вполне мог встретить Христос в Иорданской пустыне. Вот что означает выражение «был со зверями». Однако возникает другой вопрос: зачем звери приходили ко Христу, какой в этом смысл?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что Господь наш пришел в мир ради спасения не одного только человека, но и всей твари, всего творения Божия. Это видно, например, из слов апостола Павла, который говорит, что все творение стенает и мучится из-за падения Адама и что оно ожидает избавления от рабства смерти. При падении Адама вместе с человеком повредился и стал тленным весь мир, вся вселенная. Это понятно: ведь Адам был царем творения, он возглавлял его, и когда подпал под власть диавола и смерти, то увлек за собой под эту власть все, что было ему подчинено, то есть весь мир. Через падение Адама в мире воцарились смерть и тление. Как люди, так и прочие твари — звери, птицы, рыбы — стали смертными. До падения же Адама так не было, ибо Бог не сотворил смерти ни для человека, ни для живой природы. По словам святителя Феофана Затворника, «тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Отдана она во власть человеку, как царю ее, для того, чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре».